Архив статей журнала

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (МЕКТЕБЫ И МЕДРЕСЕ) В МАЛМЫЖСКОМ УЕЗДЕ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА (2025)
Выпуск: Том 14, № 2 (2025)
Авторы: Батула Камиля Маратовна

Исследование фокусируется на ключевой роли начальных школ (мектебов) и медресе в Малмыжском уезде Вятской губернии конца XIX века в формировании системы образования, сохранении этнокультурной идентичности и религиозно-нравственных ценностей татарского народа. В условиях полиэтнической Российской империи эти учебные заведения служили не только центрами просвещения, но и инструментами воспроизводства традиционного уклада. Особое внимание уделяется функционированию мектебов и медресе как учебных заведений, существовавших при мечетях и поддерживавшихся за счёт средств татарской общины. Делается вывод о значении мектебов и медресе как институтов, обеспечивавших не только базовое образование, но и способствовавших сохранению культурной и религиозной идентичности мусульманского населения региона. Отмечаются территориальные особенности функционирования школ, их финансирование за счёт общинных средств и активное участие духовенства, включая женщин. На основе сравнительных данных подчёркивается адаптивность сети мектебов и медресе к социальным изменениям и нарастанию модернизационных процессов в Российской империи. Исследование основывается на архивных документах, включая ведомости уездных исправников и отчеты инспекторов народных училищ, и использует историко-системный, сравнительно-исторический и статистический анализ для реконструкции этапов развития образовательной сети.

Сохранить в закладках