Архив статей журнала
В статье представлена комплексная модель сопровождения педагогических работников на различных этапах всероссийских конкурсов профессионального мастерства (от подготовки до постконкурсной деятельности). Актуальность исследования обусловлена современной тенденцией к объединению данных конкурсов как на федеральном, так и на региональном уровне, что требует согласованного и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Модель имеет многоуровневую и многоэтапную структуру. Описанный многоуровневый подход обеспечивает координацию действий и поддержку педагогов с учетом специфики каждого уровня управления и образовательной среды, что способствует эффективному решению профессиональных задач и повышению качества образовательного процесса. Апробация модели в Республике Коми показала ее эффективность: отмечен рост числа участников, охваченных обучающими мероприятиями, удовлетворенности педагогов поддержкой, устранены проблемы, отмеченные при разрозненной подготовке. Модель трансформирует конкурс из разового события в значимый этап непрерывного профессионального развития педагога. Представленная в статье модель сопровождения педагогов может быть полезна методистам и тьюторам образовательных организаций, руководителям и специалистам органов управления образованием на региональном и муниципальных уровнях, педагогам, планирующим участие во всероссийских конкурсах, организациям дополнительного профессионального образования.
В статье описана региональная модель наставничества образовательных организаций в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», реализуемая на площадке государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» (далее — Институт). В качестве ключевого аргумента актуальности проблемы приведены результаты самодиагностики общеобразовательных школ, показывающие снижение количества школ с показателем ниже базового уровня и увеличение в пять раз числа образовательных организаций с высоким уровнем соответствия эталонным требованиям. При разработке модели были учтены важные тезисы, сформулированные после изучения научно-педагогической и методической литературы по вопросам наставничества в системе образования. Анализ литературы показал, что важным компонентом наставничества видится трансляция ценностно-смысловых установок деятельности. Значимой характеристикой модели становится ее «внешний контур» как взаимодействие с другой образовательной организацией. Существенно, что имеющиеся методические рекомендации касаются внутренней системы наставничества, при этом «внешний контур» наставничества остается недостаточно проработанным. Проведенный в октябре 2024 года опрос директоров школ Пермского края, вошедших в состав федеральной «Наставнической лиги», показал возможные направления деятельности управленческих команд и их готовность представлять свой опыт для всех образовательных организаций. Результаты анализа литературы и опроса позволили рабочей группе Института разработать модель наставничества с учетом имеющегося в каждой школе опыта наставничества во «внутреннем контуре»; цикличной взаимосвязи целевого, организационного, содержательного, технологичного, результативного компонентов; возможностей адаптирования модели к каждой конкретной ситуации.