Архив статей журнала

Полимодальность педагогического феномена личностно-развивающей образовательной среды (2024)
Выпуск: Том 12, № 3 (2024)
Авторы: Литвин Дмитрий Владимирович

Введение. В работе рассматривается личностно-развивающая образовательная среда как педагогическое явление.

Цель исследования заключается в обосновании свойства полимодальности педагогического феномена личностно-развивающей образовательной среды и определении особенностей средового проектирования.

Свойство полимодальности личностно-развивающей образовательной среды обосновывается, исходя из взаимосвязи среды с диалектикой личностно-средовых взаимоотношений в образовании.

Материалы и методы. Исследование основано на философских, культурологических, социологических и иных материалах, утверждающих средовую парадигму как актуальную для саморазвивающихся сложных систем. Личностно-развивающая среда рассматривается как уникальный процесс взаимодействия обучающегося в образовании, способствующий становлению личностного опыта индивида.
Методы исследования включают методы формальной логики (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия, обобщение и другие); анализ педагогических концепций в контексте системы ориентиров (ценностей), определяющих педагогическое мышление.

Результаты исследования. В развитии личности прослеживаются новые для нее способы взаимодействия со средой. При этом такие способы непосредственно не обусловлены причинно-следственными связями с ней. Релевантность развивающей образовательной среды и личности на ее различных этапах развития предполагает процессуальность образовательной среды, ее этапность и внутреннюю неоднородность, предрасположенность к трансформации. Указанные свойства образовательной среды воплощаются в ее полимодальности. Полимодальность выступает отражением диалектики личности в образовании: различные образы и виды среды детерминированы характером личностно-средовых взаимодействий и формирующихся взаимоотношений.

Обсуждение и заключения. Проектирование личностно-развивающей среды осуществляется посредством ситуаций, в которых представлены компоненты окружающей среды и взаимодействующая с ней личность. Развитие личности сопровождается генерацией «сред наполнения». «Среды наполнения» в их множественном проявлении – это субъект обусловленные, генерируемые личностью области познания и преобразования действительности, являющиеся результатом личностно-средового взаимодействия. Эти области отличаются динамичностью, способностью к расширению в познании и деятельности. Динамика личностно-обусловленных «сред наполнения» сопровождается формированием личностных свойств обучающегося, отношений к действительности и самому себе.

Сохранить в закладках
Формирование полипозиционной команды в условиях непрерывного опережающего образования (2024)
Выпуск: Том 12, № 1 (2024)
Авторы: Игнатьева Галина Александровна, Моисеенко Андрей Валентинович

Введение. В условиях трансформационных изменений системы высшего образования, ориентированной на построение национально ориентированного образования и обеспечение технологического и мировоззренческого суверенитета Российской Федерации, одним из базовых требований является создание новых моделей управления развитием человеческих ресурсов и проектирование командно-распределенной работы образовательной организации, включая процессы перепрограммирования, переосмысления результатов профессиональной деятельности для достижения лидерских позиций профессорско-преподавательского состава университета. Авторы статьи осуществляют попытку представить управленческий механизм формирования полипозиционной команды организационных изменений в условиях построения новой стратегии развития педагогического университета с выходом на применение теории самообучающейся организации в качестве методологической рамки проектирования содержания деятельности кросс-функциональных команд в бизнес-образовании. На основе анализа данной теории командообразования в организации раскрывается философия и суть рефлексивного механизма управления, направленного на становление позиции стратегического лидерства и достижения результата за счет трансфункционального (синергетического) эффекта в ситуациях неопределенности и многозадачности. В статье рассматриваются механизмы формирования полипозиционной команды в качестве универсального сетевого ресурса соорганизации позиций в рамках управления развитием системы непрерывного опережающего педагогического образования и экспериментальной апробации полученных результатов в рамках деятельности ФИП университета по построению наставнической практики с 2022 г. по 2027 г.

Цель статьи определяется необходимостью представить новый организационно-управленческий формат, суть которого состоит в создании образовательного пространства соорганизации субъектов непрерывного опережающего образования, включая зоны сетевого проектирования: проблемную, информационную, конструкторскую и зону организационно-деятельностную (транслирующую и масштабирующую результаты и опыт). Обозначенный организационный формат задает способы и смыслы становления новой профессиональной позиции участников проекта по подготовке наставника по развитию.

Материалы и методы. Разработка механизма формирования полипозиционной команды как команды профессионалов – лидеров организационных изменений опирается на методологию, применяемую в бизнес-образовании при управлении системой командообразования под руководством лидеров изменений, на междисциплинарную методологию создания самообучающейся организации и на принципы конвергентного подхода. На стартовом этапе участникам проекта было предложено две методики, используемые для оценки трансформационного лидерства руководителей организации, а именно: шкала самооценки инновационных качеств личности (Н. М. Лебедев, А. Н. Татарко) и тест для оценки менеджерского (управленческого) стиля поведения (методика И. Адизеса).

Результаты исследования. Разработан управленческий механизм формирования полипозиционной команды в условиях непрерывного опережающего образования, определена методика организации сетевого проектирования и диагностики лидерских и инновационных качеств личности руководителей сетевого проекта по подготовке наставника по развитию и выделены позиции на этапах проведения событийных встреч в рамках проектного эксперимента федеральной инновационной площадки по теме «Сетевой проект подготовки наставников по развитию», что позволило нам обосновать гипотезу об эффективности разработанных условий трансформации университета педагогического профиля и его лидирующую позицию в системе регионального образования и российского в целом.

Обсуждения и заключения. Степень новизны результатов исследования определяется авторами в двух взаимосвязанных аспектах. Принципиальная новизна представлена совокупностью положений и идей в предложенном универсальном механизме формирования полипозиционной команды в контексте теории самообучающейся организации и обоснованием закономерности о связи содержания проектного типа при построении событийных встреч и новых форматов непрерывного опережающего образования взрослых, которые квалифицируются как решение научной проблемы проектирования стратегий и программ развития университета проектно-программного характера. Новизна на уровне конкретизации и уточнения результатов представлена организацией проектного эксперимента и методологией оценки эффективности разработанных условий формирования полипозиционной команды непрерывного опережающего педагогического образования, воплощение которых повышает продуктивность научного исследования и его практическую и социокультурную значимость.

Сохранить в закладках