Архив статей журнала

Результаты пилотажного исследования особенностей развития ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования (на выборке преподавателей педагогического вуза) (2024)
Выпуск: Том 12, № 2 (2024)
Авторы: Ходырев Александр Михайлович

Введение. В статье обозначена актуальная проблема освоения студентами педагогических вузов ценностно-смысловых оснований содержания образования в условиях происходящей модернизации педагогического образования. Особое внимание следует уделять преподавателям педагогических вузов, которые являются для студентов – будущих педагогов носителями профессиональной системы ценностей и основным источником информации о ценностно-смысловых основаниях содержания педагогического образования. Нами была обозначена необходимость разработки методики, позволяющей оперативно и объективно оценивать уровень освоения педагогами ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования.

Материалы и методы. В статье представлены результаты апробации авторской методики «Методика определения особенностей развития ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования», в которой приняли участие преподаватели Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. Цель разработанной методики – выявление особенностей развития ценностно-смысловых оснований содержания российского педагогического образования. Для содержательной валидизации разработанной методики применялась методика «Диагностика реальной структуры ценностной ориентации личности» С. С. Бубновой.

Результаты исследования. Представленные в статье результаты апробации методики автора доказали ее валидность и надежность. В процессе содержательной валидизации методики отмечается частичное соответствие степени реализованности ценностносмысловых оснований содержания педагогического образования и ценностных ориентаций личности в условиях реальной жизнедеятельности. При этом важным представляется подчеркнуть, что ценностные позиции, выступающие в роли приоритетов, характеризуются довольно высокой согласованностью и сопоставимостью. Имеющиеся же несоответствия фиксируются по тем ценностным позициям, которые занимают относительно невысокие места в иерархии ценностей преподавателей и в нашем случае могут рассматриваться как проявления многообразия личностных смыслов и их сочетаний в индивидуальном сознании.

Обсуждение и заключения. Результаты пилотажного исследования авторской методики с помощью представленного в статье анализа корреляционных связей подтверждают, что представленная методика может быть использована для исследования развития ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования (на выборке преподавателей педагогического вуза).

Сохранить в закладках
Развитие концепта «духовность-нравственность» в отечественном педагогическом образовании последнего столетия (2024)
Выпуск: Том 12, № 2 (2024)
Авторы: Хватаева Наталия Петровна

Введение. Статья представляет собой результат анализа сложного двухъядерного концепта «духовность-нравственность» в дискурсе учебного текста по педагогике. Целью данного исследования было рассмотрение динамики модели концепта для педагогического дискурса ХХ века, включающей базовые для него понятийные признаки. Сами по себе понятия «духовность» и «нравственность» настолько сложны и неоднозначны, что педагоги неоднократно вынуждены были переосмысливать их и менять содержание воспитания подрастающих поколений.

Материалы и методы. Для более точного определения понятий «духовность» и «нравственность» был использован метод концептуального анализа. Применение концептологического анализа позволило разработать систему понятийных признаков для каждого из ядерных понятий.

Результаты исследования. В основу структуры концепта положены пять понятийных признаков, характерных для обоих ядерных понятий: идеальность, комплексность, достижимость, социальная и индивидуальная обусловленность. Полученная модель была применена к текстам учебников по педагогике дореволюционного, советского и постсоветского периодов. Во всех случаях установлено ее неполное соотношение с исходной языковой формой. В дореволюционный период структура концепта лишена двухъядерности, понятие «духовность» имеет сложную структуру и индивидуально обусловлено, возможность его полной реализации скорее отрицается, вербальных признаков его зависимости от общественных установок в тексте не обнаружено, не в полной мере реализован признак идеальности. Реализация концепта в тексте учебника середины ХХ века выглядит слишком идеализировано. Конструирование абсолютно новой коммунистической морали позволяло представить актуальное понимание концепта «широкими мазками», выразить убежденность неофитов в реальности воплощения эталона настоящего коммуниста средствами советского воспитания. Предлагаемая современными авторами модель не реализует ядро нравственности вообще. Учебник возвращается к одному из исходных представлений о духовности, но с существенными различиями. Во-первых, уравниваются все религиозные представления и исключается доминирование одной из конфессий в процессе духовного воспитания. Во-вторых, слабая социальная обусловленность воспринимается как недостаток, подлежащий устранению. Проведен анализ факторов, сдерживающих полноценную репрезентацию концепта, даны рекомендации по их устранению.

Обсуждение и заключения. Предлагается рассматривать современный запрос на духовнонравственное воспитание в свете нормальной эволюции концепта, заложенного в его основу. Несмотря на порядок слов в номинирующем словосочетании, ядро нравственности интерпретативно и фундаментально для корректного понимания духовности. Для результативной работы над запросами духовно-нравственного воспитания личности рекомендуем организовать практическую работу последовательно, с поступательным и постепенным становлением сначала нравственных ценностей, а потом уже духовных. Базовыми принципами такой работы следует сделать те понятийные признаки, которые регулярно и полноценно реализуются в каждом из ядер концепта.

Сохранить в закладках