Архив статей журнала
Введение. В статье исследуется проблема формирования профессиональной идентичности и мотивации у студентов в процессе освоения ими дисциплины «Учебная практика (научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы))». Современный этап профессиональной подготовки будущих педагогов ориентирован на овладение ими способов интеграции учебных предметов для организации развивающей исследовательской деятельности, что отражено в «Ядре высшего педагогического образования». Цель статьи состоит в обосновании пути формирования профессиональной идентичности и мотивации будущих учителей в процессе учебной практики (научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы))».
Материалы и методы. Теоретико-методологический анализ, метод диагностического анализа, включающий опросник профессиональной идентичности студентов (У. С. Родыгиной), диагностирующий внутреннюю позицию студентов по отношению к будущей профессии, компонентами которой являются характеристики профессиональной идентичности студентов «Эмоциональное отношение» и «Осознанная активность»; методику на определение мотивации профессионального обучения (В. Г. Каташев), позволяющую изучить и проанализировать уровень мотивации обучающихся в контексте их профессионального образования; методы математической статистики.
Результаты исследования. Тестирование студентов – будущих учителей начальных классов – в процессе учебной практики по получению первичных навыков научно-исследовательской работы позволило сделать вывод о нормальном уровне сформированности мотивации будущих учителей начальных классов. В результате исследования было выявлено, что по опроснику «Профессиональная идентичность студентов» (У. С. Родыгина) наибольший средний балл отмечен по шкале «Положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей человека в профессии», наименьший средний балл соответствует шкале «Позиция пассивного отношения студента к приобретаемой профессии». Полученные результаты по диагностике «Методика на определение мотивации профессионального обучения» показали, что наибольший средний балл соответствует нормальному уровню мотивации, наименьший – среднему уровню мотивации.
Обсуждение и заключения. Полученные результаты исследования обосновывают актуальность проблемы формирования профессиональной идентичности и мотивации у студентов факультета подготовки учителей начальных классов в процессе учебной практики. Реализуемая на факультете учебная практика играет ключевую роль в формировании первичных навыков научно-исследовательской работы у студентов. Особенности реализации данного вида практики заключаются в том, что процесс обучения будущих педагогов состоит из трех модулей: методологические основы научного познания; методы психолого-педагогического исследования; оформление результатов научной работы. Каждый модуль направлен на достижение цели практики: получение первичных навыков научно-исследовательской работы по организации и проведению психолого-педагогического исследования в образовании, обработке и представлению его результатов. Задания модулей направлены на выполнение студентами ряда практических действий: изучение основ научного метода; выбор темы и вопроса исследования; обзор литературы; сбор и анализ данных; интерпретация результатов; написание научной статьи или отчета; подготовка презентации; практика публичных выступлений; сотрудничество с научным руководителем; публикация и обратная связь. Авторами подчеркивается эффективность заданий, использованных в процессе формирования научно-исследовательских навыков у обучающихся.
Введение. Статья посвящена одной из актуальнейших проблем современного образования – профессиональному самоопределению магистрантов в процессе вузовского обучения. В статье дан историко-педагогический анализ состояния и развития проблемы профессионального самоопределения в России с 20-х годов прошлого века по настоящее время. В условиях становления новой системы высшего педагогического образования в России авторы предпринимают попытку рассмотреть профессиональное самоопределение будущих магистров как необходимость их эффективной профессиональной подготовки.
Материалы и методы. В качестве методов исследования был использован метод анализа и систематизации психолого-педагогических теоретико-экспериментальных и научно-методических исследований отечественных ученых по проблеме профессионального становления будущего специалиста в условиях современной отечественной системы высшего образования. При описании специфики профессиональной подготовки магистрантов акцент сделан на использовании методов систематизации и обобщения психолого-педагогических исследований и нормативно-правовых документов.
Результаты исследования. Рассматривая профессиональное самоопределение будущих специалистов как необходимость их профессиональной подготовки, на основе анализа философских и психолого-педагогических исследований авторами уточнены и конкретизированы ключевые категории исследования: «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «готовность к самоопределению». В статье раскрыты особенности современной обучающейся молодежи на разных уровнях профессионального самоопределения. Определены виды самоопределения (профессиональное, социальное, личностное, семейное, жизненное, религиозное и т. п.). Раскрыты такие важнейшие аспекты профессиональной подготовки, как: изменение в содержании профессиональной подготовки обучающегося вуза, влияние социокультурных факторов на профессиональную подготовку будущих специалистов, формирование компетенций и компетентности, психологическая составляющая профессиональной подготовки в условиях образовательно-воспитательной среды вуза.
Обсуждение и заключения. Проблема профессионального самоопределения магистрантов на современном этапе развития общества и создания новой системы российского педагогического образования в условиях глобализации и цифровизации значительно актуализируется и требует поиска новых форм и методов профессиональной подготовки специалистов.
Введение. Методы машинного обучения и элементы искусственного интеллекта используются для анализа случайных данных, процессов и сигналов. Изучение соответствующих инструментов уже входит в учебные программы направлений подготовки разного уровня.
Цель исследования – продемонстрировать на доступных для студентов разных специальностей примерах, что анализ погрешностей методов машинного обучения при решении конкретных задач может являться основой формирования в учебном процессе навыков применения элементов искусственного интеллекта.
Материалы и методы. Для обработки случайных сигналов и данных используется открытое доступное программное обеспечение: Microsoft Excel для подготовки обучающей и тестовой выборки, аналитическая платформа Deductor для реализации алгоритмов машинного обучения. В качестве примера для технических специальностей обрабатываются квазигармонические сигналы со случайными параметрами, а для обработки многомерных случайных данных используются результаты психодиагностики.
Результаты исследования. В качестве характерного решения аппроксимационных технических задач анализируются ошибки использования нейронной сети прямого распространения для определения случайных параметров сигналов. В качестве решения классификационных задач многомерные случайные данные с разной размерностью обрабатывались при помощи нейронных сетей и метода «дерево решений». Проанализированы преимущества комбинированного использования этих двух методов машинного обучения. Приведённые примеры и их анализ апробированы на занятиях со студентами университета в рамках дисциплин «Цифровая обработка сигналов» и «Основы статистики».
Обсуждение и заключения. Обсуждаются статистические особенности полученных результатов, возможности сокращения обучающей выборки и селективного анализа многомерных случайных данных. Показано, что адекватная оценка погрешностей методов машинного обучения позволяет существенно расширить возможности их применения и может являться основой для формирования навыков их использования.
Введение. В современных отечественных исследованиях, посвященных российским психолого-педагогическим классам и путям допрофессиональной профориентации старшеклассников, склонных к педагогической деятельности, отмечается историческая соотнесенность возникновения в российском образовании педагогических классов (2 пол. ХӀХ века) и складывания системы профессионально-педагогического образования. Существующая образовательная практика непрерывного профессионально-педагогического становления выпускника осуществляется в рамках нескольких моделей, организуемых на базе школ, университетов и организаций ДПО. Особенности организации и педагогического сопровождения психолого-педагогических классов детерминированы разными модельными практиками их формализации, что обусловило проявление особенностей обучающихся, образовательной среды университета и характеристик профессиональной компетентности преподавателей университета педагогического сопровождения разных категорий обучающихся.
Материалы и методы. При написании статьи применялся теоретический анализ отечественной и иностранной литературы, изучение научных статей и публикаций по теме; обобщение и систематизация результатов отечественных и зарубежных исследований; контент-анализ, анкетирование и статистическая проверка полученных экспериментально данных и их интерпретация.
Результаты исследования. Рассмотрены история становления образовательной практики в психолого-педагогических классах в России и практика их функционирования на современном этапе российской истории образования. Приведенные общетеоретические положения и авторские выкладки проиллюстрированы экспериментальными данными трактовки студентами современных классического и педагогического университетов функций и специфики профессионально-педагогической деятельности в психолого-педагогических классах по пяти шкалам авторского опросника: личностно-потребностной, знаково-символьной, пространственно-профессиональной, ценностно-нормативной и социально-поведенческой.
Обсуждение и заключения. Процессы, наблюдаемые современными исследователями допрофессиональной подготовки старшеклассников, ориентированных на педагогическую деятельность, отражаются в разных модельных практиках организации современных профильных педагогических классов, которые учитываются в профессионально-педагогическом образовании будущих педагогов включением особенностей обучающихся, специфики образовательной среды университета и компетентности взаимодействия с одаренными детьми педагогов.