ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Архив статей журнала

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ, КИТАЕМ И ИНДИЕЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕГО ДАВЛЕНИЯ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: ЕЛОХОВА Ирина Владимировна, Наговицын Егор Александрович

В современной мировой политике санкции становятся основным рычагом давления на наиболее значимые страны и объединения. Ведя суверенную и независимую политику, Россия попала под санкции со стороны западных стран, а именно США и ЕС. В отличие от относительно точечных санкций 2014 г., направленных против отдельных лиц и организаций, санкции 2022 г. приобрели всеобъемлющий характер, затрагивая практически все секторы российской экономики. Рынки США и ЕС были окончательно закрыты для российских компаний, поэтому приоритетом стали рынки глобального Юга. Вопросам переориентации российской экономики с запада на юг и восток уделяется все больше внимания. В представленной работе рассматривается динамика экспорта, импорта и товарооборота по странам СНГ, Китаю и Индии. Отмечается устойчивый рост товарооборота со странами СНГ, за исключением Молдовы, которая придерживается антироссийской политики. Китай остается ключевым экономическим партнером России, с которым товарооборот значительно вырос после 2022 г., что связано с переориентацией на азиатские рынки и вводом в эксплуатацию «Силы Сибири». Товарооборот с Индией резко увеличился в 2022 г., что обусловлено перенаправлением экспорта нефти в Индию после отказа ЕС от российских энергоресурсов. Был выделен ряд проблем: политические разногласия с некоторыми странами СНГ, культурные различия и конкуренция с Китаем, низкий уровень импорта из Индии. В качестве рекомендаций предлагается создание «нефтерубля», развитие собственной финансовой инфраструктуры, наращивание импорта фармацевтической продукции из Индии.

Сохранить в закладках
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Днепров Михаил Юрьевич, Концевич Галина Евгеньевна, Михайлюк Ольга Викторовна

Рассматривается, как используются современные образовательные технологии в процессе обучения студентов неэкономических специальностей и направлений подготовки основам экономики и финансовой грамотности. На основе опыта преподавания экономических дисциплин в Пятигорском государственном университете проводится анализ подходов к преподаванию экономики и финансовой грамотности, а также их исторического развития. Отслеживаются тенденции в области образовательных технологий и их влияние на процессы освоения и контроля финансово-экономических знаний. На основе проведенного анализа предлагаются рекомендации по повышению эффективности обучения экономике и финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей и направлений подготовки. Охарактеризовано экономическое мышление и мировоззрение, определена роль экономики и финансовой грамотности в их формировании. Исследовано развитие курса экономики в российском высшем образовании, структура и содержание которого перманентно трансформируется под влиянием общественно-политических, учебно-организационных и иных факторов. Намечены пути разрешения противоречия между возрастающим объемом необходимых финансово-экономических знаний и ограниченным объемом учебного курса. Описаны актуальная структура и содержание курса экономики для студентов неэкономических специальностей и направлений подготовки, позволяющие равномерно внедрить проблематику финансовой грамотности во все разделы курса, включая «Микроэкономику» и «Макроэкономику». Сформулированы принципы внедрения раздела «Финансово-экономический практикум» в существующий курс экономики. Определено значение дистанционных информационных технологий обучения экономике и финансовой грамотности в развитии информационной культуры обучающихся.

Сохранить в закладках