Архив статей журнала
Проанализированы основные научные разработки, посвященные социологической оценке социокультурного пространства современной организации. Предлагается универсальная методика оценки социокультурного пространства организации, обосновывается необходимость уточнения широкого его понимания как компонента пространства жизнедеятельности человека, определяющего область и сферу его трудовой деятельности и характеризующего социальную культуру в контексте ее преобладающих ценностей, норм, принципов поведения, а также устойчивых черт действующей модели организационного поведения и взаимодействия. Доказывается, что методология рамочной конструкции конкурирующих ценностей представляет собой мощный инструмент для анализа и оценки социокультурного пространства организации. В то же время данная методика должна дополняться диагностикой культурного пространства по следующим параметрам: общие ценности сотрудников (динамика изменений); особенности трудовых поведенческих практик (динамика изменений); основные социокультурные характеристики организации (текущее и перспективное состояние); стиль трудового лидерства (текущее и перспективное состояние); стиль управленческого взаимодействия (текущее и перспективное состояние); характеристики связующей сущности организации (текущее и перспективное состояние); стратегические цели трудового коллектива (текущее и перспективное состояние). Каждое состояние должно оцениваться по наличию характеристик одного из четырех типов организационного культурного пространства: 1) клановый - организация как семья, акцент на общности; 2) адхократический - динамичная, предпринимательская, готовность к риску; 3) иерархический - строгая структура, контроль, правила; 4) рыночный - ориентация на результат, конкуренция. Обосновывается, что предложенная методология позволяет комплексно оценить текущее и желаемое состояние социокультурного пространства организации, учитывая как формальные, так и неформальные аспекты. Это ориентировано на выявление слабых мест и разработку стратегии для достижения предпочтительного развития культурного пространства, создания условий для повышения эффективности труда и удовлетворенности сотрудников, где осуществляется их применение военнослужащими в повседневной профессиональной и бытовой деятельности. Процесс реализации потенциала управленческого лидерства способствует занятию военнослужащим более высокого карьерного положения, его продвижению по специфичной системе подчинения воинского коллектива.
В исследовании раскрыто влияние различных стилей преподавания на успеваемость студентов экономических специальностей Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ). Исследование направлено на выявление эффективных методов обучения и предоставление научно обоснованных рекомендаций для повышения академической успеваемости, вовлеченности студентов в научную и инновационную деятельность, а также для повышения общей удовлетворенности студентов организацией обучения в университете. В качестве метода исследования использован структурированный опрос студентов второго и третьего курсов, обучающихся по экономическим специальностям. В исследовании дана оценка влияния интерактивных, адаптивных и инклюзивных методов обучения на успеваемость студентов, а также выявлена важная роль регулярной и конструктивной обратной связи. Ключевые результаты исследования показывают, что интерактивные и адаптивные методы обучения значительно повышают вовлеченность учащихся в обучение и научную деятельность, в рост академической успеваемости студентов, в то время как традиционные методы оказываются все менее эффективными. Сделан вывод, что новые стратегии обучения должны быть подкреплены статистическим анализом, который показывает сильную положительную корреляцию между стилями преподавания, частотой обратной связи, уровнем вовлеченности, осведомленностью о разнообразии и успеваемостью учащихся. Полученные результаты дают более ценную информацию для преподавателей и руководства университета, а также для других университетов России и зарубежных стран, внося вклад в более широкую область исследований в сфере образования, предоставляя конкретные рекомендации по повышению эффективности преподавания и успеваемости учащихся.