ВЕСТНИК КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Архив статей журнала
В статье рассматриваются малоизвестные страницы истории создания и деятельности театральных коллективов в закрытых атомных городах Урала. Показано, что наряду с решением задач огромный государственной важности по строительству и освоению первых ядерных объектов руководство страны уделяло большое внимание формированию в поселениях атомщиков необходимых условий для развития социокультурной сферы. Отмечается, что важную роль по созданию материальной базы театров в целом, в театральной деятельности закрытых городов Урала сыграл научный руководитель атомного проекта академикИ. В. Курчатов. Несмотря на территориальную замкнутость, усиленный режим секретности, театральная жизнь в уральских атомных городах была довольно насыщенной и интересной. Театры в этих закрытых поселениях стали подлинными центрами культуры, общения и досуга людей. Во многом это происходило потому, что государство не жалело средств по созданию и содержанию театров, направляло для работы в них высокопрофессиональные кадры режиссеров, музыкантов, актеров и других специалистов.
Статья посвящена исследованию интегративных возможностей струнно-смычкового искусства, которое на сегодняшний день становится способом интенсивного культурного обмена, международного сотрудничества. Культурфилософский анализ даёт основание выявить многообразие смыслов этого феномена в социальной жизни. Роль струнно-смычкового искусства в процессах культурной интеграции показана на примере эпохи Средневековья, где его достижения являются результатом масштабных интегративных практик культурного взаимодействия международного характера. Струнно-смычковое искусство, становясь неотъемлемым элементом массовой и элитарной человеческой культуры, преодолевая границы государств, оказывало воздействие на чувства и эмоции человека в процессе его светской и духовной жизни. Вхождение в религиозные практики позволило струнно-смычковому искусству обрести статус носителя высших ценностей, способствующего объединению гражданского общества. Смысл интеграционной функции струнно-смычкового искусства - формирование единого музыкального пространства, направленного на реализацию интересов человека, независимо от его социальной принадлежности.
В статье рассматривается влияние традиционной культурной структуры черкесского общества на ее архитектуру и поселения. Работа призвана определить роль концепции традиционной культуры в строительстве. Понятие «традиционная культура», рассматриваемое в качестве предмета исследования, является исторической основой всех культурных аспектов, видов и форм современного мира в рамках нематериального культурного наследия.