ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Архив статей журнала

ЗАГОЛОВОК КАК СРЕДСТВО ОТРАЖЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО ФИЛЬМА (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Подтележникова Елена Николаевна

Осмысление функционального потенциала мультипликационного фильма на естественно-научную тему как средства формирования, структурирования и переструктурирования картины мира субъектов в конкретном культурном пространстве позволяет описать поэтапное освоение детьми научнозначимой информации, выражаемой терминологическими способами, характерными для конкретной языковой культуры. Комплексный содержательный, формальный и функциональный анализ способов языкового выражения сведений, которые впоследствии неизбежно востребованы каждым реципиентом в своей будущей жизнедеятельности, выявляет закономерный характер выбора способов объективации сведений средствами культурных кодов - вербального и невербальных, - а также показывает динамику количественных и качественных изменений в картине мира субъекта познания и коммуникации определенной возрастной категории. Это касается, прежде всего, выбора синтаксической структуры, коммуникативного типа предложения, выступающего в качестве заголовка к мультфильму, и первичного либо вторичного средства номинации некоторого понятия, ключевого для содержания соответствующего фильма. При изучении соотношения способа вербализации того или иного сообщения в качестве заголовка принимаются во внимание психо-когнитивные и социо-когнитивные особенности определенной возрастной категории детей, что дает возможность проследить довольно устойчивые корреляции между средствами объективации новых для субъекта познания сведений характером решаемых коммуникативных и когнитивных задач и переконфигурацией сведений в картине мира как результата пополнения, обогащения и дифференциации структур знания, образующих картину мира субъекта. Выявляются причины предпочтения вторичных номинативных средств (слов с переносным значением, фразеологических словосочетаний, прецедентных феноменов и др.) в мультфильмах для детей младшего школьного возраста. Отмечается стремление гармонизировать способы получения знаний о некотором физическом явлении субъектом из личного опыта, с одной стороны, и знаний, сообщаемых в мультфильме целенаправленно согласно логике соответствующей научной области, - с другой.

Сохранить в закладках