Архив статей журнала

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Печерский Юрий Иванович

В настоящей статье исследуется технология формирования профессионального мировоззрения курсантов образовательных организаций МВД России. Объектом исследования выступает процесс профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в вузах МВД России, предмет исследования - методы, средства и педагогические условия, способствующие становлению их профессионального мировоззрения. Целью исследования является разработка и научное обоснование технологии формирования профессионального мировоззрения курсантов вузов МВД России. Автор подробно рассматривает этапы технологии, которые включают: диагностику уровня профессионального мировоззрения курсантов; разработку образовательной программы, которая включает теоретические занятия, практические задания и тренинги; интеграцию практических стажировок и оценку результатов, что позволяет зафиксировать достигнутые изменения в профессиональном мировоззрении. Приведены педагогические условия и даны рекомендации, которые будут способствовать успешной реализации предложенной технологии формирования профессионального мировоззрения курсантов МВД России. Особое внимание уделяется интеграции теоретической подготовки с практической деятельностью, влиянию воспитательной работы и служебного опыта на развитие профессионального мировоззрения, а также практико-ориентированным методам подготовки курсантов, поскольку профессиональное мировоззрение формируется в деятельности. В заключении автор делает выводы о необходимости комплексного подхода к формированию мировоззрения курсантов, сочетающего образовательные, воспитательные и практические компоненты. Автор применяет комплексную методологию, основанную на системном, деятельностном и личностно-ориентированном подходах; использует теоретические (анализ научной литературы, систематизация, моделирование) и эмпирические (экспертные оценки, наблюдение) методы исследования. Новизна исследования заключается в систематизации и уточнении ключевых компонентов профессионального мировоззрения курсантов вузов МВД России, разработке теоретически обоснованной модели формирования профессионального мировоззрения, интегрирующей этапы образовательного процесса и педагогические условия эффективной реализации. Особым вкладом автора в исследование темы является: выявление специфических педагогических условий, способствующих формированию профессионального мировоззрения, а также разработка критериев оценки сформированности профессионального мировоззрения, включая устойчивость ценностных ориентаций, готовность к принятию решений в нестандартных ситуациях и уровень правосознания. Предложена система наставничества как механизм сопровождения профессиональной адаптации выпускников, что расширяет традиционные подходы к подготовке сотрудников правоохранительных органов. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования учебных программ и методик подготовки курсантов вузов МВД России.

Сохранить в закладках
Формирование временных представлений у дошкольников и младших школьников посредством робототехники (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Маркова Надежда Григорьевна, Кудашева Александра Алексеевна

Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования методов формирования временных представлений у дошкольников и младших школьников, что играет фундаментальную роль в развитии когнитивных способностей, организации их повседневной деятельности. Современные образовательные технологии, в частности, робототехника, предоставляют дополнительные возможности для освоения временных категорий в наглядно-действенной форме. Авторами в данной статье уделяется особое внимание созданию систематизации вариантов применения робототехнических средств в ходе формирования временных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данная систематизация была основана на анализе современной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Целью эмпирической части исследования является выявление влияния занятий робототехникой на развитие временных представлений у дошкольников и младших школьников. Предмет исследования - процесс формирования временных представлений у дошкольников и младших школьников посредством робототехники. Методология основана на комплексном подходе, представленном теоретическим анализом психологических и педагогических концепций развития временного мышления, а также эмпирическими методами (наблюдение, экспериментальное моделирование). Новизна работы заключается в обосновании роли характеризуемой техники в качестве эффективного инструмента для формирования у детей базовых временных категорий, что расширяет представления о методах когнитивного развития в раннем возрасте. Полученные результаты эмпирического исследования показали, что проведение развивающих занятий на основе робототехники положительно влияет на развитие временных представлений и навыка поискового планирования в дошкольном и младшем школьном возрасте. Использование исследуемых ресурсов содействует осознанию последовательности событий, причинно-следственных связей, длительности временных интервалов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что применение роботизированных технологий не только повышает результативность усвоения знаний, но и развивает когнитивные способности. Это делает характеризуемый метод очень значимым направлением в психолого-педагогической практике.

Сохранить в закладках