Архив статей журнала

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Печерский Юрий Иванович

В настоящей статье исследуется технология формирования профессионального мировоззрения курсантов образовательных организаций МВД России. Объектом исследования выступает процесс профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в вузах МВД России, предмет исследования - методы, средства и педагогические условия, способствующие становлению их профессионального мировоззрения. Целью исследования является разработка и научное обоснование технологии формирования профессионального мировоззрения курсантов вузов МВД России. Автор подробно рассматривает этапы технологии, которые включают: диагностику уровня профессионального мировоззрения курсантов; разработку образовательной программы, которая включает теоретические занятия, практические задания и тренинги; интеграцию практических стажировок и оценку результатов, что позволяет зафиксировать достигнутые изменения в профессиональном мировоззрении. Приведены педагогические условия и даны рекомендации, которые будут способствовать успешной реализации предложенной технологии формирования профессионального мировоззрения курсантов МВД России. Особое внимание уделяется интеграции теоретической подготовки с практической деятельностью, влиянию воспитательной работы и служебного опыта на развитие профессионального мировоззрения, а также практико-ориентированным методам подготовки курсантов, поскольку профессиональное мировоззрение формируется в деятельности. В заключении автор делает выводы о необходимости комплексного подхода к формированию мировоззрения курсантов, сочетающего образовательные, воспитательные и практические компоненты. Автор применяет комплексную методологию, основанную на системном, деятельностном и личностно-ориентированном подходах; использует теоретические (анализ научной литературы, систематизация, моделирование) и эмпирические (экспертные оценки, наблюдение) методы исследования. Новизна исследования заключается в систематизации и уточнении ключевых компонентов профессионального мировоззрения курсантов вузов МВД России, разработке теоретически обоснованной модели формирования профессионального мировоззрения, интегрирующей этапы образовательного процесса и педагогические условия эффективной реализации. Особым вкладом автора в исследование темы является: выявление специфических педагогических условий, способствующих формированию профессионального мировоззрения, а также разработка критериев оценки сформированности профессионального мировоззрения, включая устойчивость ценностных ориентаций, готовность к принятию решений в нестандартных ситуациях и уровень правосознания. Предложена система наставничества как механизм сопровождения профессиональной адаптации выпускников, что расширяет традиционные подходы к подготовке сотрудников правоохранительных органов. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования учебных программ и методик подготовки курсантов вузов МВД России.

Сохранить в закладках
Геймификация и игрофикация в образовательном процессе (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Уразметова Александра Владимировна, Хакимова Ралина Булатовна

В свете современных технологических и образовательных тенденций, где активное участие и мотивация обучающихся играют ключевую роль, геймификация и игрофикация выделяются как инновационные методы, направленные на стимулирование учебного процесса и повышение его эффективности. Предметом исследования являются игровые техники и практики, применяемые в образовательном процессе. Целью исследования является выявление значимости и роли геймификации и игрофикации в образовании. В статье представлен комплексный обзор концепций геймификации и игрофикации применяемых в образовательном процессе; приводятся определения понятий с установкой их отличительных черт; дается исторический обзор развития данных методик с практическими аспектами применения игровых механик в образовательных контекстах; разрабатываются рекомендации для интеграции игровых методик в образовательный процесс с целью повышения мотивации учащихся и общей эффективности обучения. Для выявления эффективности данных геймификации и игрофикации проводится экспериментальное исследование на запоминание английских слов уровня С1, позволяющее в количественном виде показать их результативность и эффективность. В работе выделяются основные игровые механики, такие как «достижения», «награда за компетентность», «большая идея» и «планирование»; определяется их роль в достижении различных образовательных целей. Особым вкладом авторов исследования является систематизация и выявление основных правил внедрения игрофикации в образовательный процесс, таких как: образовательная ценность, интеграция в образовательную программу, структурированность, баланс между образовательной и развлекательной функциями игры, интерес, командная работа, индивидуальный подход, оценка результатов. В заключении подчеркивается значимость интеграции игровых механик в образовательный процесс, которые не только способствуют эффективному усвоению знаний, повышению мотивации, вовлеченности и заинтересованности обучающихся, но и делают процесс обучения более разнообразным и увлекательным, стимулируя творческое мышление, развитие профессиональных умений и навыков, а также обеспечивая активное взаимодействие обучающихся и преподавателей в образовательной среде.

Сохранить в закладках
НАРОДНАЯ ПЕСНЯ КАК НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КИТАЯ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Михайлова Ольга Борисовна, Линь Цзявань

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью формирования нравственного потенциала у молодого поколения XXI века. В настоящее время существует ряд проблем в использовании культурного наследия народного творчества, которое является основой нравственного становления личности. Цель данной статьи - проанализировать исторические основы и современные направления использования народной песни в воспитательной системе Китая для дальнейшего внедрения опыта использования народных песен в общеобразовательном процессе в России как средства развития нравственного потенциала личности. В данном исследовании народная песня выступает объектом, который позволяет рассмотреть возможности использования исторического наследия в формировании и развитии нравственного потенциала личности. Предметом исследования выступает нравственный потенциал народной песни, который включен в воспитательный процесс на всех ступенях образования в Китае. Методология исследования основывалась на анализе понятий “воспитательный потенциал” и “нравственный потенциал”. На основе определения воспитательного и нравственного потенциалов авторы статьи представляют систему музыкального образования в Китае, которая состоит из четырех основных ступеней. Научная новизна представленной работы заключается в обосновании основных общественных ценностно-целевых приоритетов китайской народной песни: 1) сохранение, развитие и распространение китайских народных традиций; 2) народная песня как источник личностного развития детей и молодежи; 3) народная песня как средство воспитания патриотизма и нравственности. Кроме того, рассматривается исторический анализ типов, жанров и содержания китайских народных песен, которые успешно используются как дидактический материал в современной педагогической практике школьного образования в Китае. В заключении статьи авторы выделяют основные перспективы использования китайских народных песен в российской образовательной системе. Знакомство с китайскими народными песнями в системе российского образования позволит их использовать в качестве средства воспитания и развития не только на уроках музыки, но и на уроках китайского языка, уроках истории и географии.

Сохранить в закладках
Активизация стратегического мышления начинающего руководителя как фактор эффективного развития образовательной организации (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Головко Анжела Анатольевна

Статья посвящена проблеме активизации стратегического мышления начинающего руководителя образовательной организации. Основным предметом изучения стало стратегическое мышление как педагогический феномен, влияющий на развитие образовательного учреждения. Подробно рассмотрен вопрос о структуре стратегического мышления. Отмечено, что каждому руководителю необходимо формирование стратегической осознанности, являющейся основой для принятия решений по управлению образовательным учреждением. В качестве методологической основы исследования избран системно-деятельностный подход. Для изучения вопроса трансформации стратегического мышления автором использованы общенаучный методы познания: анализ, синтез, обобщение, индукция. Настоящее исследование раскрывает стратегическое мышление как ключевой фактор эффективного управления образовательной организацией. Впервые проанализированы подходы к формированию стратегического мышления у начинающих руководителей ОО, включающие компетентностный, ситуационный, процессный и основанный на опыте подходы. Выявлена взаимосвязь стратегического мышления с критериями эффективности управления ОО, включая имидж, стресс-менеджмент и конкурентоспособность. Определены факторы активизации стратегического мышления, такие как наставничество, мониторинг образовательной среды и управление ресурсами. Развитие стратегического мышления у руководителей ОО является необходимым условием повышения эффективности образовательных учреждений. Стратегический подход в управлении способствует рациональному использованию ресурсов, снижению рисков и укреплению позиций ОО в образовательной системе. Для его формирования требуется комплексный подход, включающий специализированные программы обучения, развитие аналитических и управленческих компетенций, а также внедрение механизмов, направленных на адаптацию руководителей к динамичным изменениям в сфере образования.

Сохранить в закладках