Архив статей журнала
Предметом настоящего исследования выступает лингводидактика ИИ в аспекте его языковой репрезентации в соответствии с когнитивной моделью человеческого языкового мышления. Статья посвящена интеграции технологий искусственного интеллекта (ИИ) в процессе преподавания русского языка как иностранного (РКИ) студентам бакалавриата Хэйлунцзянского университета, Института русского языка. Автор анализирует преимущества и вызовы применения AI-инструментов, таких как чат-боты, в формировании коммуникативных компетенций, а также предлагает методические рекомендации по оптимизации учебного процесса в условиях цифровой трансформации. На основе анализа кейсов использования ИИ (включая чат-бот «Алиса») обоснована программа применения AI-инструментов в практике преподавания РКИ, сочетающая классические педагогические подходы с инновационными технологиями для повышения эффективности обучения. В работе применялись следующие методы исследования: - методы теоретического познания: анализ научной литературы; анализ и синтез теоретического и эмпирического материала; вероятное прогнозирование, позволившие обосновать особенности формирования лексико-грамматических навыков обучающихся посредством чат-бота;- методы эмпирического познания: лингвистический анализ текста, описательный и переводческий анализы, кейс-стади; педагогический эксперимент. Новизна исследования заключается в следующем: разработаны и апробированы рекомендации по формированию иноязычных лексико-грамматических навыков при обучении письму и говорению на занятиях по РКИ, основанные на синтезе классических дидактических принципов (коммуникативная направленность, учёт родного языка) и технологий искусственного интеллекта. Методические рекомендации включают в себя: алгоритмы адаптивного подбора упражнений с использованием чат-бота «Алиса»; интерактивные сценарии для отработки синонимии и падежной системы русского языка; автоматизированную обратную связь по грамматическим ошибкам. Выводы. В результате исследования установлено, что интеграция классических педагогических подходов к формированию коммуникативных компетенций с технологиями ИИ (например, чат-ботом с Алисой) позволяет создать программу обучения, основанную на развитии языковых способностей и цифровой грамотности, что значительно повышает межкультурные коммуникативные навыки студентов и их инновационное мышление.