Архив статей журнала
В статье представлены результаты экспериментального исследования личностных черт и их репрезентации в статусных группах в своем коллективе подростков разных возрастных групп 11-12 лет (группа № 1) и 14-15 лет (группа № 2). Общение занимает важное место в жизни подростка, успешное взаимодействие определяет его психологическое благополучие, а обретение определенного социального статуса играет ключевую роль в формировании и укреплении самооценки подростка. Исследование проведено с обучающимися 5-6-х классов (151 ученик) и 8-9-х классов (112 обучающихся) МБОУ СОШ № 3 г. Белая Калитва Ростовской области. Для определения статуса в коллективе сверстников использовался социометрический метод исследования структуры взаимоотношений в группе Дж. Морено. Личностные черты выявлялись при помощи опросников Р. Б. Кеттелла: 12 PF/CPQ и 14 PF/HSPQ. Показано, что профиль личности подростков «звезды» разных возрастных групп значительно отличается по содержанию и высокой выраженности личностных характеристик. У обеих возрастных категорий «отверженные» личностные показатели оказались в средних значениях, «ярко» не выражены. Наблюдение за поведением и общением подростков это подтверждает. Группа подростков 14-15 лет «звезд» отличается более чем в 2 раза числом личностных черт с очень высокой и очень низкой выраженностью от «звезд» 11-12 лет. Полученные результаты позволяют предоставить рекомендации классному руководителю, педагогам по работе с учащимися разных возрастных групп по сплочению коллектива, разработать индивидуальный подход в урочное время и во внеклассной работе.