Архив статей журнала
Предмет: экономический анализ рыночного окружения экономического субъекта играет важную роль в оценке организационного уровня управления его деятельностью, что позволяет анализировать степень адекватности построения положений стратегии развития экономического субъекта. Оптимизация организационной структуры управления экономическим субъектом способствует укреплению его конкурентоспособности и рациональности принятия управленческих решений в области регулирования внутренней среды функционирования субъекта. В условиях гласности и прозрачности ведения бизнеса повышается роль информационного обеспечения анализа рынка, что позволяет обеспечивать результативность принятия управленческих решений с позиции потенциальной возможности координации управленческих действий и оценки их воздействия на процесс исполнения. Цель: обосновать содержание организационных этапов экономического анализа рыночного окружения субъекта хозяйствования, включающих определение цели и задач анализа; выявление субъектов, инициаторов и потребителей результатов анализа на основе распределения между ними функциональных обязанностей; формирование элементов информационного обеспечения аналитического работы, выделение расчетно-аналитических аспектов анализа; формирование выводов и оформление результатов анализа. Дизайн исследования: анализ функционирования субъекта хозяйствования направлен на выявление направлений деятельности, которые определяют результативность ведения бизнеса, выявляют основные приоритеты стратегического развития и конкурентные преимущества. Для эффективной организации анализа рыночного окружения инициатор и координатор должны регулярно обмениваться информацией о текущем состоянии проекта, о возможных изменениях в требованиях и сроках. Результаты: предложенные организационно-методические рекомендации по проведению анализа рыночного окружения субъекта предпринимательской деятельности для разработки оптимизационных мероприятий и осуществления контроля внедрения предложений по повышению эффективности деятельности экономического субъекта.
Предмет, для обеспечения эффективного управления рыночным потенциалом экономического субъекта важное значение приобретает аналитический процесс формирования информационных основ принятия обоснованных управленческих решений, направленных на укрепление рыночной позиции субъекта на функционирующем рынке и осуществления контрольных функций их исполнения. Экономический анализ помогает выявить сильные и слабые стороны ведения бизнеса, сгруппировать внешние факторы, влияющие на деятельность организации и ее конкурентоспособность. Системный подход к формированию информационной базы анализа рыночного окружения предполагает изучение информационных потоков по всем направлениям окружения субъекта хозяйствования, включая составляющие макроэкономического, микроэкономического и конкурентного уровней окружения. Цель: разработать классификацию источников информационного обеспечения анализа рыночного окружения экономического субъекта на основе системного подхода, сформировать единые требования к качественным характеристикам информации, используемой при анализе рыночного окружения экономического субъекта, что позволит повысить техническо-организационный уровень производства и внешних условий функционирования экономического субъекта. Дизайн исследования: традиционно выделяемые в экономической литературе признаки классификации информационного обеспечения экономического анализа требуют дополнения признаками, позволяющими учесть уровень формирования информации на принятие управленческих решений, продолжительность анализируемого периода, направлений использования информации и направлений проведения аналитической работы. Предложения по усовершенствованию существующих классификаций имеют важное значение на этапе формирования информационного обеспечения анализа рыночного окружения. Результаты: перед использованием информации необходимо осуществить проверку ее качественных характеристик: точность, актуальность, полнота, объективность, доступность, релевантность, сопоставимость. В статье рассмотрены возможные способы проверки качественных параметров информации (обоснование периода формирования, возможности сравнения и сопоставления данных из нескольких информационных источников), что позволит повысить точность и достоверность выводов и рекомендаций по результатам аналитической работы.