Архив статей журнала

Эволюция политического диалога Китая с государствами Юго-Восточной Азии в контексте региональной безопасности (2025)
Выпуск: № 8 (2025)
Авторы: Чэнь Юн Та

Предметом исследования является эволюция политического диалога между Китайской Народной Республикой и государствами Юго-Восточной Азии с точки зрения обеспечения устойчивой региональной безопасности. Объектом анализа выступает комплексное взаимодействие Китая с АСЕАН и отдельными странами региона в формате двусторонних и многосторонних переговоров. Автор подробно рассматривает ключевые этапы трансформации диалога начиная с 1970-х годов по настоящее время, включая период формирования институциональной базы, усиления экономико-политической взаимозависимости, обострения территориальных споров в Южно-Китайском море, а также цифровизации дипломатических механизмов после пандемии COVID-19. Особое внимание уделяется влиянию концепции «сообщества единой судьбы» и инициативы «Пояс и путь» на региональные процессы обеспечения безопасности в Юго-Восточной Азии. Методология основана на теории региональной безопасности Б. Бузана и концепции сложной взаимозависимости Кеохейна и Ная, с применением сравнительно-политического и институционального анализа. Научная новизна исследования заключается в комплексной реконструкции этапов политического диалога КНР с ЮВА в привязке к архитектуре региональной безопасности, что позволяет выявить устойчивые тренды и структурные сдвиги в региональной дипломатии. Установлено, что политический диалог не только адаптировался к меняющейся геополитической среде, но и сам становился фактором, формирующим новые параметры безопасности в регионе. Выявлено, что экономическая взаимозависимость и институциональные механизмы снизили уровень эскалации конфликтов, несмотря на сохраняющиеся вызовы в Южно-Китайском море. Исследование вносит вклад в развитие теоретико-прикладного анализа внешней политики Китая, а также даёт основания для прогностической оценки перспектив регионального сотрудничества в условиях нарастающей конкуренции глобальных акторов в Юго-Восточной Азии.

Сохранить в закладках
Взаимодействие государств-членов ШОС (на примере проблемы Афганистана) (2025)
Выпуск: № 4 (2025)
Авторы: Ли Цзымань

Государства-члены ШОС, включающие в себя азиатские и европейские страны, каждая из которых имеет различные культурные корни и уровень развития, образуют сложную сеть взаимоотношений. При изучении взаимодействия государств-членов ШОС типичным примером является Афганская проблема, поскольку государства-члены имеют тесные связи с Афганистаном и все сталкиваются с такими многогранными проблемами, как религия, антитерроризм, беженцы и наркоторговля. Предметом исследования статьи является взаимодействие стран-членов ШОС по Афганистану, анализ моделей взаимодействия и факторов влияния стран-членов на Афганскую проблему с точки зрения теории реляционизма. Цели исследования: Проанализировать механизм взаимодействия государств-членов ШОС, роль продвижения, хеджирования и переосмысления в процессе сотрудничества между государствами-членами; дать теоретические обоснования и политические рекомендации для развития ШОС после расширения организации. Основываясь на теории релятивизма, данная статья анализирует взаимодействие отношений государств-членов ШОС, дает уроки для развития ШОС после расширения и способствует построению Сообщества единой судьбы человечества. В статье используется метод сравнительного анализа для выявления особенностей взаимодействия различных государств-членов по Афганской проблеме. Новизна данной статьи заключается в том, что она анализирует взаимодействие государств-членов международных организаций через призму реляционистской теории, подчеркивая, что идентичность и интересы занимают центральное место во взаимодействии. Несмотря на сложность афганской проблемы, государства-члены ШОС сталкиваются со множеством вызовов, на основе продвижения идентичности и общих интересов формируется многоуровневый и многомерный режим взаимодействия между государствами-членами по афганской проблеме. Идентичность является важной основой взаимодействия между государствами-членами, а общие интересы - основной движущей силой взаимодействия между государствами-членами. Сотрудничество ШОС по Афганской проблеме предполагает следующее: на основе идентичности необходимо регулярно проводить Контактную группу ШОС-Афганистан с целью расширения влияния на Афганистан и поддержания регионального мира и безопасности; решать дилеммы несовпадающих интересов, повышать взаимное доверие и практиковать многосторонность посредством двусторонних или многосторонних способов взаимодействия.

Сохранить в закладках
О правовом регулировании генеративного искусственного интеллекта в Китае (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Саяпин Сергей Петрович

Предметом исследования являются современные технологии генеративного искусственного интеллекта (ГИИ), их влияние на общество и право (на примере КНР). Стремительное развитие ГИИ связано с ростом венчурных инвестиций и активной поддержкой со стороны крупных технологических компаний и государств. Так, с 2022 года в КНР приняты ряд документов о регулировании ИИ. При этом, КНР придерживается принципа безусловной защиты государственной безопасности. Важной тенденцией регулирования ИИ (ГИИ) в Китае является стремление к формированию отдельного общего законопроекта об ИИ, который бы значительным образом расширил действующую сейчас в Китае архитектуру нормативного регулирования. Ожидается, что в течение 2025 года законопроект будет принят, что поспособствует более полному и детальному регулированию искусственного интеллекта в КНР. В ходе исследования автором были использованы следующие методы познания (методология исследования): диалектический метод познания, общенаучные эмпирические методы познания (сравнение и описание), общенаучные теоретические методы познания (обобщение и абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия), а также частнонаучные эмпирические методы познания (метод интерпретации правовых норм) и частнонаучные теоретические методы познания (юридико-догматический). Основные выводы проведенного исследования заключаются в следующем. К настоящему времени, законопроект об ИИ, предложенный китайскими учеными-правоведами, еще находится на стадии обсуждения, но уже сейчас понятно, что он существенно дополняет и расширяет уже созданную архитектуру нормативного регулирования искусственного интеллекта на территории Китайской Народной Республики. В нем содержатся множество смелых идей и смыслов (например, о правовой защите данных, полученных в результате работы ГИИ). Думается, что в течение 2025 года указанный проект закона (судя по всему с доработками) все же будет принят. Исходя из наличия уже вступивших в силу и действующих сейчас нормативных правовых актов в отношении искусственного интеллекта (в том числе генеративного), а также тенденций к стремительному формированию основного закона об ИИ, однозначно следует, что Китай идет по пути нормативной регламентации указанной сферы для общего пользования внутри КНР, при этом отдавая свободу использования и изучения ИИ в государственных целях, в целях защиты национальных интересов.

Сохранить в закладках