Архив статей журнала

Международно-правовое регулирование миграции в контексте международного строительного контрактного права (2025)
Выпуск: № 5 (2025)
Авторы: Белкин Дмитрий Семенович

В статье отражены результаты проведенного исследования международно-правового регулирования миграции в контексте международного строительного контрактного права. Предметом исследования является совокупность норм публичного и частного международного права, определяющих правовое положение трудовых мигрантов, занятых на трансграничных строительных проектах. Объектом исследования являются миграционные отношения, возникающие между государством приёма, государством происхождения, транснациональной строительной компанией и самим работником-мигрантом в процессе заключения и исполнения международных строительных контрактов. Подробно рассматриваются такие аспекты темы, как соотношение универсальных конвенций Международной организации труда, Международной конвенции ООН 1990 года, региональных актов Европейского союза, двусторонних инвестиционных соглашений и корпоративных кодексов ответственности. Особое внимание уделяется институциональной фрагментарности правового режима, а также влиянию дискреционных “police powers” (регуляторных полномочий государства) на свободу предоставления услуг и защиту работников-мигрантов. Исследование основано на комплексном сравнительно-правовом, системном и догматическом анализе международных договоров, судебно-арбитражной практики и корпоративных стандартов, что обеспечило целостную оценку действующего режима. Основными выводами проведенного исследования являются необходимость устранения правовых лакун путём унификации ключевых обязательств через протокольные поправки к конвенциям МОТ, расширения директивы 96/71/EC и внедрения механизмов солидарной ответственности подрядчиков. Особым вкладом автора в исследование темы является обоснование создания при МОТ реестра двусторонних соглашений с консультативным мониторингом и разработка глобальных методических рекомендаций по минимальным условиям труда в строительстве, что позволит повысить юридическую предсказуемость проектов и снизить риски эксплуатации мигрантов. Новизна исследования заключается в комплексном соединении публично-правовых и частноправовых механизмов, отражённом в предложенной модели интеграции международных строительных контрактов со стандартами по правам человека, а также в формулировании критериев пропорциональности между экономическими свободами и мерами миграционного контроля, применимых в арбитражной практике.

Сохранить в закладках
Образовательная дипломатия России и Китая в цифровую эпоху: общее и особенное (2025)
Выпуск: № 4 (2025)
Авторы: Ян Цзуци

В условиях трансформации мировой системы международных отношений образовательная дипломатия приобретает всё большее значение как инструмент гуманитарного влияния, формирования национального имиджа и стратегического позиционирования государств. Изменение архитектуры глобального порядка, развитие цифровых технологий и усиление конкурентной борьбы за интеллектуальные и культурные ресурсы требуют переосмысления традиционных форм образовательного сотрудничества. Цель исследования - выявление особенностей развития международного образовательного сотрудничества в условиях цифровизации, а также спецификации образовательной дипломатии России и Китая как инструмента внешней политики и фактора формирования глобального гуманитарного влияния. Объектом выступает образовательная дипломатия двух стран как форма внешнеполитического взаимодействия в условиях глобализации, цифровизации и гуманитарной конкуренции. Работа направлена на осмысление новых форм образовательного партнёрства и их роли в формировании альтернативных моделей глобального гуманитарного сотрудничества. Методология исследования основана на работах китайских и российских авторов в области гуманитарной политики. Для характеристики цифровых образовательных инициатив и их роли в формировании новой модели международного дипломатического сотрудничества в исследовании используется сравнительный анализ стратегических подходов и контент-анализ программных документов. Научная новизна заключается в уточнении различий и сходств в стратегиях двух стран, а также в выявлении связи между цифровыми форматами образования и внешнеполитическими приоритетами в условиях многополярного мира. В работе выявлены различия в стратегических приоритетах России и Китая: российская образовательная дипломатия акцентирует внимание на сохранении культурной идентичности, продвижении концепции евразийского гуманитарного пространства и укреплении региональной интеграции, в то время как Китай стремится к построению глобального образовательного сообщества на принципах универсализма, инклюзивности и устойчивого развития. Полученные результаты подтверждают, что образовательная дипломатия становится одним из ключевых каналов гуманитарного влияния в условиях растущей глобальной конкуренции, способствуя формированию устойчивых межгосударственных связей, расширению культурного диалога и укреплению стратегических позиций государств на международной арене.

Сохранить в закладках