Архив статей журнала
Цель- определить возможности и риски цифровизации социально-экономической политики. Теоретический анализ зарубежной и российской литературы позволил оценить готовность и способность внедрения современных цифровых (программных) продуктов в экосистему государственного управления. На основе анализа цифровых систем и платформ «Госуслуги», «Гособлако», «Гостех», ЕГИССО, ГИС «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», ГИС «Работа в России» выявлены направления цифровой трансформации социальной сферы. Методом экспертных оценок выявлены причины и условия трансформационных процессов.
Предмет исследования: процессы цифровизации социально-экономической политики в Российской Федерации. Задачи исследования. Систематизировать барьеры и возможности цифровизации. Проанализировать показатели цифровой трансформации государственного сектора. Особое внимание уделено зарубежному и российскому опыт цифровизации анализируемой отраслевой политики, генерирующей позитивные изменения и расширяющей мультипликативные и кросс-отраслевые эффекты. Внедрение современных цифровых (программных) продуктов в экосистему социально-экономической политики позволяет обеспечить ее эффективность, прозрачность и доступность, повысить качество жизни и качество оказываемых социальных услуг. Триггеры и драйверы цифровизации в перспективе способствуют повышению национальной безопасности и устойчивости национального развития России. При этом положительный нарратив цифровизации нередко сталкивается с определенными барьерами в процессе реализации диджитал-проектов. В результате автор предлагает классифицировать риски цифровизации: по сферам - этические, политические, экономические, социальные, репутационные, институциональные (целостность институтов); по оценке происходящего - объективные и субъективные; по уровню - международного характера, федеральные, региональные, местные; по особенностям условий происхождения - эндогенные и экзогенные. Представлены рекомендации для органов публичной власти. Указано, что внедрение цифровых решений в сферу социально-экономической политики требует взвешенного подхода, учитывая как их трансформирующий потенциал, так и риски. Требуется активное информирование граждан о цифровых (в том числе платформенных) решениях. Для этого следует привлекать лидеров общественного мнения, каналы коммуникации в соответствии с возвратными предпочтениями (мессенджеры, традиционные СМИ, социальная реклама и др.), семейные МФЦ, органы публичной власти и других акторов.