Архив статей журнала

КОГНИТИВНЫЕ КАРТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ КОНСОЛИДИРУЮЩЕЙ И ДЕКОНСОЛИДИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РОССИЙСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА (2023-2024 ГОДЫ) (2024)
Выпуск: Т. 19 № 3 (2024)
Авторы: Домбровская Анна Юрьевна, Бродовская Елена Викторовна

Актуальность заявленной темы продиктована всё нарастающим информационным и военным противостоянием РФ и Запада и необходимостью в этих условиях мониторинга уровня общественной консолидированности, во многом зависящей от социально-медийного сопровождения солидаризирующего воздействия на российский социум. Цель исследования - выявить ключевые характеристики когнитивных карт информационных потоков, репрезентирующих установки на консолидацию и деконсолидацию российского общества. Задачами анализа служат идентификация контекстов, триггеров, дискурсов, целевых аудиторий, акторов, технологий формирования общественных установок, определение пула акторов и авторов консолидационного и деконсолидационного контента российского сегмента социальных медиа. К числу характеристик консолидационного потока отнесены паттерны использования коллективной безопасности как основания солидарности, сохранения ценностного консенсуса, позитивной национально-государственной идентичности, сохранение суверенитета как базовой ценности. Признаки деконсолидационных потоков - эксплуатация социальной депривации для подрыва общественного доверия власти, обесценивание значимости независимости и государственного суверенитета, инструктивное, иррациональное и манипуляционное воздействие на общественное мнение. В заключении в качестве одного из результатов исследования представлены меры по информационному сопровождению консолидационной работы в социальных медиа.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ (2024)
Выпуск: Т. 19 № 3 (2024)
Авторы: Михайлёнок Олег Михайлович, Щенина Ольга Геннадьевна

Цель -анализ социально-политических аспектов воспитания современной российской молодежи в контексте формирования у молодого поколения российской гражданской идентичности, патриотизма, системы ценностных ориентаций и убеждений, выработки навыков политического участия и политической деятельности. Процедура и методы. В статье на основе методологии социологии воспитания рассматриваются теоретико-методологические аспекты политического воспитания молодежи. Предпринимается попытка измерения политического воспитания молодого поколения на основе аксиологического и деятельностного подходов. Показано, что результатом политического воспитания является уровень политической и правовой культуры личности, ее активная гражданская позиция. По итогам исследования авторы статьи отмечают, что назрела необходимость расширения спектра воспитательного компонента образовательных организаций на основе исторического и политического просвещения молодого поколения. Теоретическая значимость. Обосновано предположение о том, что в трансформирующемся обществе на первый план выходят политические и социокультурные аспекты происходящих изменений, поэтому вложения государства в человеческий потенциал общества (и прежде всего во всестороннее развитие российской молодежи) представляется приоритетом государственной политики. Проблемы теоретико-методологических аспектов политического воспитания как одного из важных социальных институтов требуют осмысления и разработки методологического инструментария.

Сохранить в закладках
СЕТЕВАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ (2024)
Выпуск: Т. 19 № 2 (2024)
Авторы: Воронкова Ольга Алексеевна

Основной целью статьи является анализ развития сетевого дискурса и факторов влияния на изменение социальной ментальности. Обосновывается тезис, что в современной сетевой реальности, определяемой как многомерное и полицентричное пространство коммуникативного взаимодействия, происходит переход на качественно иную стадию социально-политического развития - от жестких, нормативно-ролевых механизмов регуляции взаимоотношений к гибким, дискурсивно-смысловым. Сетевые дискурсные процессы меняют когнитивный контекст, а вслед за этим и онтологический: сейчас не просто бытие определяет сознание, но и качество бытия определяется уровнем зрелости общественного сознания. Рассматриваются вопросы сетевой идентификации и становления сетевой культуры взаимоотношений, основанной на формировании сетевой логики аксиологического выбора, вытесняющей логику диктата и силового давления. Используется методология дискурс-анализа сетевой блогосферы для выявления ментальных сдвигов в массовом сознании.

Вывод: становление сетевой культуры и преодоление несовместимости мировоззренческих матриц и дискурсных конфликтов на раннем этапе возможно не путем разработки механизмов тотального контроля, запретов и ограничений, а лишь при условии постепенного выравнивания стилей и образов жизни и последующем переходе общественного сознания на новый эволюционный уровень, на котором становится принципиально возможным достижение социального консенсуса.

Сохранить в закладках