Архив статей журнала
Предметом настоящего исследования являются проблемы, появившиеся в механизме землепользования и организации эффективного управления земельными отношениями на стадии оформления рыночных отношений в земельной сфере вследствие завершения процесса приватизации земель и принятия Земельного Кодекса РФ. Современные реалии в аграрной сфере таковы, что к середине 2000-х годов в России сформировались четыре формы земельной собственности: государственная/федеральная, муниципальная, частная, нераспределённая (государственная). В связи с этим становится актуальным вопрос завершения разграничения неприватизированных земель между разными уровнями публичных образований, так как не разграниченная до сих пор государственная собственность на землю охватывает значительные площади и влияет на формы управления ими и компетенцию соответствующих органов публичной власти. В последнее десятилетие получила дополнительный акцент проблема невостребованных земельных долей и урегулирование отношений между субъектами долевой собственности на землю. Поэтому целью настоящего исследования является всесторонний анализ механизма функционирования института земли и распределения прав собственности на землю в России в условиях действующего законодательства, рассмотрение имеющихся противоречий и ограничений правового характера, а также формулировка предложений по совершенствованию правоприменительной и хозяйственной практик в области государственного управления важнейшим национальным ресурсом страны. Для достижения поставленных в работе использовалась следующая методология: методы научного абстрагирования, статистические методы, метод сравнительно - сопоставительного анализа, исторический и аксиологический методы. Научная новизна данного исследования состоит в выявлении противоречия правового характера, заключающегося в том, что порядок приватизации земельных участков с расположенными на них объектами недвижимости подчинён нормам Закона о приватизации, что кардинальным образом отличается от механизма перехода в частную собственность незастроенных земельных участков, приватизация которых осуществляется на основе положений Земельного законодательства. Земельная собственность представляет заинтересованность для производителя, если на её основе образуется земельная рента как доход арендатора и арендная плата как доход арендодателя. Формирование института аренды в определенной степени тормозится незаконченным процессом её правового оформления и условиями арендных договоров с собственниками земли (федеральными или региональными), которые не стимулируют арендаторов к долгосрочным вложениям в качество земли и современные агротехнологии.