Архив статей журнала
Предметом исследования являются особенности прогнозирования и стратегического планирования в регионах. Объектом исследования выступают промышленные предприятия Пензенской области. Сегодня выполнение задачи перехода России на инновационную модель развития, технологической модернизации, цифровизации экономики осложняется ситуацией неопределенности, необходимостью отвечать на большие вызовы, сложностью построения стратегических планов. Главным образом данные обстоятельства негативно сказываются на функционировании и развитии предприятий отечественной промышленной отрасли, что определяет актуальность пересмотра традиционно используемых ими методов и инструментов планирования. Особое внимание предлагается обратить на набирающий популярность в российской и зарубежной практике, форсайт. Целью данного исследования является рассмотрение возможности применения методики форсайт при формировании стратегий развития Пензенской области, в том числе промышленности, и выборе механизмов их реализации. Рассматривались научные труды иностранных и отечественных ученых в области стратегического планирования и форсайта, Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года, Закон Пензенской области о стратегическом планировании в Пензенской области. Использовалась методология системного анализа, SWOT-анализ, общенаучные методы синтеза, индукции, дедукции, сравнительный и библиографический методы. Изучены теоретические аспекты форсайта, опыт его применения в мире, стране и регионе, определен перечень задач промышленных предприятий в современных условиях хозяйствования, при решении которых может использоваться методика форсайт, выделены ее преимущества перед традиционными методами планирования и прогнозирования. Новизна исследования заключается в предложении мер по сокращению субъективности форсайт-исследований и разработке рекомендаций по внедрению форсайта в методику прогнозирования и планирования развития промышленности Пензенской области, созданию системы критериев отбора участников форсайта, формировании схемы влияния различных факторов на готовность региона (отраслей) к стратегированию. Методика форсайт-исследований способствует переходу от адаптивного подхода к изменениям внешней среды к конструктивному подходу формирования желаемого образа будущего.