ИСКУССТВО ЕВРАЗИИ
Архив статей журнала
Статья посвящена обзору произведений каслинского и кусинского художественного литья из коллекции Тульского музея изобразительных искусств. Исследование проведено с целью систематизации сведений о предметах художественного литья из чугуна из коллекции музея, выявления неточностей в названиях произведений, установления авторства. Также привлечены имеющиеся сведения о подобных произведениях в собраниях других музеев, прежде всего Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Челябинского государственного музея изобразительных искусств и Златоустовского городского краеведческого музея. В результате уточнена атрибуция 24 произведений художественного литья, что позволяет внести коррективы в фондовую документацию Тульского музея изобразительных искусств, поправки в Государственный каталог Музейного фонда РФ и использовать более полную и точную информацию о предметах в их каталогизации и экспонировании.
Пути поступления на Каслинский завод моделей для «кабинетного литья» из чугуна во второй половине XIX - начала XX века в научной литературе практически мало изучены. Монографическая выставка «Каслинское художественное литье» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве в 1984 году с активным участием в ней завода, его администрации, главного скульптора и рабочих цеха художественного литья дала сильную мотивацию музейным специалистам для целенаправленного изучения истории этого предприятия, имеющего прямое отношение к русской художественной промышленности. До конца невыясненным обстоятельством в каслинском художественном производстве остается степень легитимности поступления авторских моделей и готовых промышленных образцов изделий для ассортиментного тиражного литья на заводе. В исследовании подняты следующие вопросы: каковы пути и способы формирования заводского модельного кабинета; была ли у владельцев предприятия и управленческой администрации продуманная стратегия и тактика действия по получению нужных и актуальных моделей для ассортиментного литья; как предметы русского и европейского прикладного искусства попадали на уральское предприятие в качестве образцов-прототипов для тиражного воспроизводства в чугуне, изготовления редукций и заводских шеф-моделей.
Статья посвящена особенностям репрезентации образов реального и фантастического животного миров, созданных в восточной художественной традиции, в ассортименте уральских чугунолитейных предприятий. Ставится вопрос о причинах включения этих моделей в основной ассортимент заводов, а также раскрывается соответствие моделей ведущему стилю рубежа XIX-XX веков. Материал исследования тематически сгруппирован на изображения представителей орнитофауны и образы фантастических зверей и земноводных. Анализ произведений сопровождается рассмотрением символического значения образов в русле восточной художественной и мифологической традиций. Определяются особенности используемых моделей, а также трансформация восточных прототипов во время моделировки: наделение предметов функциональностью, добавление отдельных элементов и другие. Выделяются аналоги чугунных моделей в искусстве Китая и Японии, часть из них видоизменена в русле развития европейской художественной промышленности. На основе анализа одного из образов, а также обнаруженного точного аналога высказывается предположение о возможности работы Каслинского завода в начале XX века с реальным китайским произведением.