Архив статей журнала

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОГО СКУЛЬПТОРА В.М. ПАЩЕНКО (1854-1908) В УРАЛЬСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ЛИТЬЕ ИЗ ЧУГУНА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА (2024)
Выпуск: № 1 (32) (2024)
Авторы: Злизин Игорь Юрьевич

Статья посвящена вопросу атрибуции - установления авторства и начального периода производства - предметов декоративно-прикладного искусства, выполненных на Кусинском и Каслинском заводах на Урале по моделям забытого русского скульптора и общественного деятеля в сфере художественно-промышленного образования В.М. Пащенко (1854-1908). В материал исследования вошли изображения и данные о предметах чугунного литья в фондах ряда российских музеев и частных коллекций, Каслинского завода архитектурно-художественного литья, прейскуранты и заводские альбомы Каслинского и Кусинского заводов, выставочные каталоги всероссийских и международных выставок конца XIX - начала XX века, собственно предметы чугунного литья из частных коллекций, опубликованные историко-архивные и библиографические изыскания, в том числе архивной дореволюционной периодики. С помощью биографического, формально-стилистического и сравнительного методов, а также знаточеской экспертизы получены следующие результаты. Автором осуществлена реконструкция творческой биографии Владимира Михайловича Пащенко.

Установлено и подтверждено авторство модельных прототипов и год начала производства четырех декоративно-прикладных предметов уральского «чугунного искусства», выполненных в стиле «декадент» и отливаемых в конце XIX - начале XX века на Кусинском и Каслинском заводах. Кроме того, в научный оборот введено и впервые атрибутировано еще одно произведение скульптора в технике художественного литья - чугунная ваза «В виде урны, с фигурой плачущей женщины» отливки Кусинского казенного завода.

Сохранить в закладках
ВОСТОЧНЫЙ БЕСТИАРИЙ УРАЛЬСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЛИТЬЯ ИЗ ЧУГУНА НАЧАЛА XX ВЕКА (2024)
Выпуск: № 1 (32) (2024)
Авторы: ВИНОКУРОВ СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

Статья посвящена особенностям репрезентации образов реального и фантастического животного миров, созданных в восточной художественной традиции, в ассортименте уральских чугунолитейных предприятий. Ставится вопрос о причинах включения этих моделей в основной ассортимент заводов, а также раскрывается соответствие моделей ведущему стилю рубежа XIX-XX веков. Материал исследования тематически сгруппирован на изображения представителей орнитофауны и образы фантастических зверей и земноводных. Анализ произведений сопровождается рассмотрением символического значения образов в русле восточной художественной и мифологической традиций. Определяются особенности используемых моделей, а также трансформация восточных прототипов во время моделировки: наделение предметов функциональностью, добавление отдельных элементов и другие. Выделяются аналоги чугунных моделей в искусстве Китая и Японии, часть из них видоизменена в русле развития европейской художественной промышленности. На основе анализа одного из образов, а также обнаруженного точного аналога высказывается предположение о возможности работы Каслинского завода в начале XX века с реальным китайским произведением.

Сохранить в закладках