Архив статей журнала

ЧУГУН И ФАРФОР: К ВОПРОСУ АТРИБУЦИИ ПРЕДМЕТОВ КАСЛИНСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЛИТЬЯ ИЗ ЧУГУНА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА (2024)
Выпуск: № 1 (32) (2024)
Авторы: ГИЛЕВА КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Статья посвящена фарфоровым источникам произведений каслинского художественного литья из чугуна. Сегодня остается малоизученным достаточно большое количество моделей Каслинского завода второй половины XIX - начала XX века. В научных каталогах и исследованиях предметы публикуются с условной атрибуцией «по модели западноевропейского автора» или приписываются французским скульпторам бронзы. В данном исследовании на основании художественно-стилистического анализа проведена атрибуция ряда моделей Каслинского завода второй половины XIX - начала XX века, что позволило выявить и установить связи уральского художественного литья из чугуна с традициями и определенными мастерами как европейского, так и русского фарфорового производств. В научный оборот вводится ряд источников моделей каслинского художественного литья из чугуна, ранее не известных или приписываемых другим авторам.

Сохранить в закладках
ВОСТОЧНЫЙ БЕСТИАРИЙ УРАЛЬСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЛИТЬЯ ИЗ ЧУГУНА НАЧАЛА XX ВЕКА (2024)
Выпуск: № 1 (32) (2024)
Авторы: ВИНОКУРОВ СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

Статья посвящена особенностям репрезентации образов реального и фантастического животного миров, созданных в восточной художественной традиции, в ассортименте уральских чугунолитейных предприятий. Ставится вопрос о причинах включения этих моделей в основной ассортимент заводов, а также раскрывается соответствие моделей ведущему стилю рубежа XIX-XX веков. Материал исследования тематически сгруппирован на изображения представителей орнитофауны и образы фантастических зверей и земноводных. Анализ произведений сопровождается рассмотрением символического значения образов в русле восточной художественной и мифологической традиций. Определяются особенности используемых моделей, а также трансформация восточных прототипов во время моделировки: наделение предметов функциональностью, добавление отдельных элементов и другие. Выделяются аналоги чугунных моделей в искусстве Китая и Японии, часть из них видоизменена в русле развития европейской художественной промышленности. На основе анализа одного из образов, а также обнаруженного точного аналога высказывается предположение о возможности работы Каслинского завода в начале XX века с реальным китайским произведением.

Сохранить в закладках