Архив статей

Специфика теологического образования в системе современного научного знания (2025)
Выпуск: Т. 15, № 3 (2025)
Авторы: Романов Марат Павлович

Введение. В статье рассматриваются положение и специфика теологии как научной специальности в современном научном знании.

Постановка задачи. Возражения против теологии как одной из гуманитарных дисциплин базируется на секулярной установке мышления, установившейся в Новое время. Для прояснения природы теологии как науки необходимо актуализировать постсекулярную парадигму, которая началась формироваться к концу XX в. Методы и методология исследования. В работе использован метод концептуального анализа, позволивший выделить и построить логические основания для определения специфики теологического знания и образования.

Результаты. Установлено, что секулярная картина мира утратила объективную критическую позицию по отношению к религиозному мировоззрению. Формирующаяся постсекулярная парадигма обладает синкретизмом и плюрализмом в отношении форм истинности знания. Следствием этого процесса стало возвращение теологии в научное знание и, соответственно, в систему образования. Обосновывается необходимость разделения теологии на светскую и специально-религиозную, что может способствовать развитию теологического знания и определить ее фактическую ценность в светской сфере. Духовные семинарии и университеты, обладающие светской аккредитацией как высшие учебные заведения, сегодня способны обеспечить гуманитарный дискурс уникальным опытом осмысления христианской традиции. Обсуждается также вопрос об общей практической значимости теологии на примере проблемы цифровизации.

Выводы. В качестве возможного междисциплинарного осмысления предлагается теоэстетика как особый способ созерцания трансцендентного начала мира через проявление красоты творения; использование аксиологического потенциала теологии как гуманитарной дисциплины в решении практических задач, стоящих перед современным образованием.

Сохранить в закладках