Объектом исследования является управление общественными финансами. Предметом исследования выступает управление государственными внебюджетными фондами в Российской Федерации (Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Социальным фондом России, территориальными фондами обязательного медицинского страхования). Автор подробно рассматривает вопросы, связанные с предпосылками организации повышения прозрачности управления государственными внебюджетными фондами как неотъемлемым элементам бюджетной системы Российской Федерации. Особое внимание сосредоточено на обосновании роли государственных внебюджетных фондов в социально-экономическом развитии нашего государства. Также в научной статье представлены результаты анализа официальных данных, отражённых в нормативных правовых актах, что подтверждает достоверность полученных результатов. Особое внимание уделяется обоснованию рекомендаций по решению существующих проблем прозрачности управления государственными внебюджетными фондами в Российской Федерации. Методология исследования основана на комбинированном подходе применения общенаучного и экономического инструментария в части сбора и обработки данных путём статистического наблюдения, репрезентативной выборки, систематизации, группировки, анализа и синтеза. Для обеспечения наглядного представления полученных результатов применяется графический инструментарий. В целях характеристики изменения выбранных показателей в динамике автором применялся расчётный метод. В процессе исследования было выявлено, что государственные внебюджетные фонды в Российской Федерации играют важную роль в осуществлении финансового обеспечения решения социально-экономических задач. Также было обнаружено наличие огромного потенциала достижения высокого результата в решении существующих проблем обеспечения прозрачности управления государственными внебюджетными фондами в Российской Федерации. Научная новизна связана с авторским подходом к обоснованию рекомендаций по повышению уровня прозрачности управления государственными внебюджетными фондами в Российской Федерации. Практическая значимость результатов заключается в возможности их использования Правительством России, Минтрудом России, Минздравом России и государственными внебюджетными фондами (в том числе территориальными фондам обязательного медицинского страхования) в рамках обеспечения решения задач как по повышению уровня прозрачности управления ими, так и обеспечения клиентоцентричности
Объектом исследования являются региональные бюджеты. Предметом исследования - расходы и доходы региональных бюджетов в Российской Федерации. Авторы осуществили исследование вопросов, связанных с управлением расходами и доходами региональных бюджетов в начале 2025 года. При этом в рамках раскрытия заявленной темы осуществляется акцентирование на региональных диспропорциям в темпах их роста. Особое внимание сконцентрировано на вопросах, связанных с потенциальными направлениями повышения прозрачности управления региональными бюджетами в современных социально-экономических условиях, отличающихся и позитивным, и негативным воздействием на динамику изменения показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Это дополнительно актуализирует значимость и актуальность исследования вопросов данной темы, в т. ч. с учётом складывающихся современных тенденций и действующего законодательства, а также национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. Статья базируется на использовании комплекса методов: анализ и синтез данных, индукция и дедукция. В целях обеспечения наглядности полученных результатов применён графический инструментарий. Авторы базируют своё исследование на официальных данных единого портала бюджетной системы Российской Федерации за январь-май 2025 года. Научная новизна сопряжена с недостаточной изученностью в отечественной и зарубежной научной литературе вопросов, связанных с управлением доходами и расходами региональных бюджетов в 2025 году. В процессе проведенного исследования авторы предложили активнее применять как давно зарекомендовавшие себя инструменты (например, обзор бюджетных расходов и инициативное бюджетирование), так и новые (связанные, прежде всего, с проникновением искусственного интеллекта в обыденную жизнедеятельность и автоматизацией осуществляемых процессов). Реализация авторских предложений представляется крайне важной в контексте обеспечения достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. Полученные результаты будут полезны к практическому использованию в деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства России, Минфина России и Минэкономразвития России, а также региональными органами государственной власти Российской Федерации в целях обоснования потенциальных направлений модернизации проводимой в регионе бюджетной политики.