Объектом исследования является управление общественными финансами. Предметом исследования выступает управление государственными внебюджетными фондами в Российской Федерации (Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Социальным фондом России, территориальными фондами обязательного медицинского страхования). Автор подробно рассматривает вопросы, связанные с предпосылками организации повышения прозрачности управления государственными внебюджетными фондами как неотъемлемым элементам бюджетной системы Российской Федерации. Особое внимание сосредоточено на обосновании роли государственных внебюджетных фондов в социально-экономическом развитии нашего государства. Также в научной статье представлены результаты анализа официальных данных, отражённых в нормативных правовых актах, что подтверждает достоверность полученных результатов. Особое внимание уделяется обоснованию рекомендаций по решению существующих проблем прозрачности управления государственными внебюджетными фондами в Российской Федерации. Методология исследования основана на комбинированном подходе применения общенаучного и экономического инструментария в части сбора и обработки данных путём статистического наблюдения, репрезентативной выборки, систематизации, группировки, анализа и синтеза. Для обеспечения наглядного представления полученных результатов применяется графический инструментарий. В целях характеристики изменения выбранных показателей в динамике автором применялся расчётный метод. В процессе исследования было выявлено, что государственные внебюджетные фонды в Российской Федерации играют важную роль в осуществлении финансового обеспечения решения социально-экономических задач. Также было обнаружено наличие огромного потенциала достижения высокого результата в решении существующих проблем обеспечения прозрачности управления государственными внебюджетными фондами в Российской Федерации. Научная новизна связана с авторским подходом к обоснованию рекомендаций по повышению уровня прозрачности управления государственными внебюджетными фондами в Российской Федерации. Практическая значимость результатов заключается в возможности их использования Правительством России, Минтрудом России, Минздравом России и государственными внебюджетными фондами (в том числе территориальными фондам обязательного медицинского страхования) в рамках обеспечения решения задач как по повышению уровня прозрачности управления ими, так и обеспечения клиентоцентричности
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Актуальность исследования вопросов оценки прозрачности управления бюджетами государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации определяется несколькими причинами. Во-первых, той ролью, которую они играют в финансовом обеспечении решения социальных задач. Во-вторых, важностью обеспечения реализации принципов бюджетной системы Российской Федерации. В-третьих, активным развитием механизмов участия граждан в бюджетном процессе
Список литературы
1. Антропов, А. О., Кондратенко, И. С. Экономика региона и здравоохранение: развитие, кадры, учет // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2024. № 4(51). EDN: ZOXKNW
2. Буздалина, О. Б. Новое в управлении налоговыми расходами в Российской Федерации // Аудиторские ведомости. 2023. № 3. С. 116-122. DOI: 10.17686/17278058_2023_3_116 EDN: KMDQKB
3. Виноградов, Н. В. Направления стратегического развития пенсионной системы России, ее влияние на экономический рост // Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. Т. 217, № 3. С. 272-283. EDN: HMLPVZ
4. Горшкова, Л. В. Оценка эффективности затрат на здравоохранение // Наука и бизнес: пути развития. 2024. № 8(158). С. 92-103. EDN: DABFGO
5. Долина, О. Н. Государственное регулирование открытости и прозрачности управления общественными финансами в России // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 5. С. 186-189. EDN: UMWSEN
6. Есина, Е. А., Калицкая, В. В., Рыкалина, О. А., Колобов, Е. А. Роль цифровых технологий в оптимизации затрат на здравоохранение: вызовы и возможности // Вестник Академии знаний. 2024. № 5(64). С. 182-187. EDN: DQBNNH
7. Коробкова, О. К. Национальный проект “Здравоохранение”: некоторые итоги реализации проекта в Хабаровском крае в условиях создания цифрового контура // Экономика и предпринимательство. 2023. № 1(150). С. 220-223. DOI: 10.34925/EIP.2023.150.1.045 EDN: YBXIPU
8. Майорская, А. С., Суслин, С. А., Колсанова, О. А., Трибунская, С. А. Сравнительный анализ некоторых показателей реализации национального проекта “Здравоохранение” в Российской Федерации и Самарской области // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2024. № 3. С. 628-643. DOI: 10.24412/2312-2935-2024-3-628-643 EDN: LTCBPB
9. Намитулина, А. З., Терехова, Т. Б., Ханова, Л. М. Пути оптимизации организации бюджетного процесса в Российской Федерации на современном этапе // Экономика и предпринимательство. 2018. № 2(91). С. 93-96. EDN: YUJMMV
10. Полинская, Т. А., Шишов, М. А. Оценка деятельности мобильных диагностических комплексов в рамках национального проекта “Здравоохранение” в Ростовской области // Вестник Росздравнадзора. 2023. № 1. С. 53-57. EDN: KYYOUF
11. Понкратов, В. В. Повышение качества бюджетного планирования в России // Финансовая жизнь. 2017. № 4. С. 91-94. EDN: ZVMWPJ
12. Ромайкин, П. Д. Модернизация системы адресных пособий для семей с детьми как фактор повышения качества человеческого капитала и экономического роста в Российской Федерации // Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. Т. 229, № 3. С. 281-292. DOI: 10.38197/2072-2060-2021-229-3-281-292 EDN: CNFVND
13. Ромайкин, П. Д. Информационная открытость органов власти в сфере социальной защиты населения в условиях цифровой трансформации: проблемы и направления модернизации // Аудиторские ведомости. 2021. № 2. С. 217-219. EDN: DDCAZC
14. Сергеева, Н. М. Экономические аспекты развития здравоохранения России в условиях пандемии // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 7-2. С. 301-307. DOI: 10.17513/vaael.2335 EDN: FLJFGZ
15. Сергиенко, Н. С., Дугарев, Д. В. Адаптация бюджетного законодательства к вызовам старения населения: баланс социальной защиты и финансовой устойчивости // Вопросы российского и международного права. 2024. Т. 14. № 12-1. С. 60-68. EDN: LZSSME
16. Сергиенко, Н. С. Актуальные проблемы администрирования доходов бюджетов // Налоги и налогообложение. 2017. № 6. С. 1-13. EDN: ZCRTUB
17. Солянникова, С. П. Ответственная бюджетная политика в условиях высокого уровня неопределенности: правила разработки и критерии оценки // Инновационное развитие экономики. 2016. № 3-2 (33). С. 91-96. EDN: WEILFT
18. Солянникова, С. П. Современные трансформации концепций и институциональных основ управления финансами государственного сектора // Финансы. 2022. № 9. С. 17-22. EDN: QRCZHF
19. Тютина, Ю. В. Первые опыты объединения внебюджетных фондов в России: вопросы бюджетного права // Журнал российского права. 2024. Т. 28, № 9. С. 150-162. DOI: 10.61205/S160565900030754-3 EDN: EUKIAH
20. Ханова, Л. М., Чавкин, З. В. Совершенствование программно-целевого механизма в управлении расходами регионального бюджета // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 7. С. 2055-2068. DOI: 10.18334/rp.19.7.39251 EDN: XUKRYD
21. Belousov, Yu. V., Timofeeva, O. I. Budget Transparency Ranking of Russian Constituent Entities as a Tool to Improve Public Finance Management Effectiveness // Public Administration Issues. 2017. Issue 4. P. 139-157. EDN: ZXFUNX
22. Blokhin, A. A., Demidova, S. E., Melnikova, T. S. The Overdue Transformation of the Budget Policy Model in the Context of Growing Economic Dynamics // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2024. Vol. 17, No. 4. P. 177-192. DOI: 10.15838/esc.2024.4.94.10 EDN: MHGSFN
23. Bogataya, I., Evstafyeva, E., Lavrov, D., Korsakova, E., Mukhanova, N., Solyannikova, S. Disclosure of Information in Risk Reporting in the Context of the Sustainable Development Concept // Sustainability. 2022. Vol. 14 (4). P. 230 1-21. DOI: 10.3390/su14042300 EDN: DFHUVA
24. International practice of tax risk management / Dzobelova, V., Tinikashvili, T., Yablochnikova, I. [et al.] // Reliability: Theory & Applications. 2024. Vol. 19, No. S6(81). P. 993-997. DOI: 10.24412/1932-2321-2024-681-993-997 EDN: DDHLNW
25. Lee, K. Varying effects of public pensions: Pension spending and old-age employment under different pension regimes // Journal of European Social Policy. 2024. Т. 34. № 1. С. 3-19. DOI: 10.1177/09589287231223391 EDN: EAJGSW
26. Muthomi, F., Thurmaier, K. The role of social media in promoting budget transparency and citizen participation in Kenyan counties // Public Administration and Development. 2024. DOI: 10.1002/pad.2081 EDN: AXQHWO
27. Ríos, A. M., Guillamón, M. D., Benito, B. The influence of local government transparency on the implementation of the sustainable development goals in municipalities // Journal of Public Budgeting, Accounting & Financial Management. 2024. Т. 36. № 4. С. 417-444. EDN: TUWGTZ
28. The role of the human factor in the market economy / Berkaeva, A., Yablochnikova, I., Kutsuri, G. [et al.] // Reliability: Theory & Applications. 2023. Vol. 18, No. S5(75). P. 330-335. DOI: 10.24412/1932-2321-2023-575-330-335 EDN: TOUJIP
29. Zhang, A., Imai, K. S. Do public pension programmes reduce elderly poverty in China? // Review of Development Economics. 2024. Т. 28. № 1. С. 3-33. DOI: 10.1111/rode.13016 EDN: YBJSMU
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье решается научная проблема методического обеспечения оценки кадрового потенциала в организациях транспортной отрасли. Предметом исследования являются организации транспортной отрасли. Это имеет как теоретическое, так и практическое значение. Целью статьи является формулирование основных положений методики оценки уровня кадрового потенциала и концепции социально ответственного управления кадровым потенциалом организаций транспортной отрасли. Обозначенная цель декомпозирована на следующие задачи: представить краткий обзор научных источников, положения которых иллюстрируют проблему формирования и использования кадрового потенциала организаций транспортной отрасли; обозначить тренды, влияющие на процесс управления кадровым потенциалом; провести оценку уровня кадрового потенциала для выборки предприятий; представить основные положения концепции социально ответственного управления кадровым потенциалом организаций транспортной отрасли. В процессе написания статьи были использованы следующие методы: описательный (что позволило охарактеризовать методы управления персоналом), системно-структурный (использован в процессе структурирования методической базы), причинно-следственный (на его основе было проведено исследование взаимосвязей факторов и результатов управления кадровым потенциалом), сравнительный. На основании проведенного исследования в статье были определены теоретико-методические основы системы управления кадровым потенциалом предприятия, которые, в отличие от существующих, базируются на выделении его количественных и качественных характеристик. Расширен теоретический базис рассматриваемой предметной области через уточнение количественных и качественных характеристик кадрового потенциала, этапизации методики оценки кадрового потенциала предприятий транспортной отрасли (на примере фактологического материала) и концептуализации социально ответственного управления кадровым потенциалом предприятия. Научная новизна материалов статьи заключается в том, что были дополнены теоретические положения управления кадровым потенциалом, которые, в отличие от существующих, учитывают наличие синергетического эффекта взаимодействия кадровых потенциалов отдельных сотрудников и предполагают учет принципов социальной ответственности, что в условиях цифровизации отрасли приобретает все более существенное значение.
Предметом исследования является опыт города Шэньчжэня (К Н Р ) по созданию условий для привлечения талантов. Результаты мониторинга политики шэньчжэньских властей представляют интерес для теоретиков и практиков в области научно обоснованного управления миграцией высококвалифицированных ресурсов в целях стимулирования социально-экономического развития стран и отдельных регионов. Особое значение имеет тот факт, что миграционная политика города и К Н Р в целом, вписана в общую логику стратегии социально-экономического развития страны, а управление собственно миграционными процессами является одним из элементов комплексной системы государственного управления экономикой и общественным прогрессом, которая использует методы стратегического планирования и программный подход. Пример Шэньчжэня, где перемены происходят очень быстро, а правительство города оперативно корректирует свою политику на основе информации о темпах и качестве продвижения к поставленным стратегическим целям, позволяет исследователям в режиме реального времени прослеживать причинно-следственные связи между динамично изменяющейся политикой города и ее результатами. Источниками являются данные официальной социально-экономической и демографической статистики К Н Р, провинции Гуандун и Шэньчжэня, международная статистика, информация релевантных интернет-ресурсов, а также научных публикаций периода 2015–2025 годов. Для достижения задач исследования использовались общенаучные методы исследования, системный подход, сравнительные методы. О сновной вывод исследования заключается в том, что, благодаря наличию продуманных и взаимоувязанных стратегий управления, в Шэньчжэне возникла устойчивая система, элементы которой поддерживают друг друга: инновационная экономика, комфортная среда для науки, работы и жизни привлекают в город лучших специалистов, а приток талантливой молодёжи и профессионалов способствует росту экономики и благосостояния Шэньчжэня. Впервые в русскоязычной научной литературе в работе комплексно представлены актуальные экономико-демографические данные, демонстрирующие текущее состояние и динамику перемен в Шэньчжэне в контексте реализации задач по привлечению в город талантливой молодежи и высококвалифицированных кадров Продолжение исследований опыта К Н Р и Шэньчжэня в области управления мобильностью высококвалифицированных кадров представляет интерес для решения задач по созданию надёжных систем оценки эффективности миграционной политики
В статье рассматриваются предлагаемый автором подход к использованию «карты развития организации» для управления долгосрочным развитием на примере российских строительных организаций. В отличие от других инструментов, применяемых для управления долгосрочным развитием, «карта развития организации» позволяет учитывать закономерности трансформации производственной структуры коммерческих организаций в процессе их роста и развития. В «карте развития организации» предлагается выбор одной из трех базовых стратегий развития, – эволюционное развитие; переход на следующий уровень развития; создание новых направлений деятельности. Реализация выбранной базовой стратегии на основе заявленных стратегических целей определяет уровень организационной трансформации. О бъектом исследования являются строительные организации Российской Федерации. Выбор объектом исследования российских строительных организаций обусловлен как наличием построенной ранее модели развития производственной структуры для строительных организаций, так и информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности исследуемых организаций. Предметом исследования является управления долгосрочным развитием строительной организации с учетом закономерностей трансформации ее производственной структуры по мере роста и развития. При проведении исследований использовались методы статистического анализа и дискриминантный анализ. Расчеты проводились с использованием компьютерных программ IB M SP SS Statistics и Microsoft Excel. Научная новизна исследования заключается в обосновании возможности использования «карты развития организации». «Карта развития организации» разработана на основе ранее построенной модели развития производственной структуры и методики прогнозирования предела достижимого роста для управления долгосрочным развитием организаций. Результаты апробации предложенного подхода применительно к строительной организации А О «A B C» подтвердили возможность использования «карты развития организации» для управления ее долгосрочным развитием. Выбранная с использованием «карты развития организации» базовая стратегия развития строительной организации А О «A B C» позволила не только достичь целевых значений показателей на выбранный горизонт планирования, но показала высокую точность прогнозирования предела достижимого роста с помощью построенной дискриминантной функции, что обеспечило эффективное управление организационными изменениями в АО «ABC» в процессе ее развития
Предметом настоящего исследования являются правовые проблемы трансформации предпринимательской деятельности в условиях четвертой промышленной революции. Особое внимание уделяется роли технологий искусственного интеллекта (И И) как ключевого фактора, формирующего новые бизнес-модели и создающего риски правовой неопределенности. Анализируется правовая природа цифрового предпринимательства, квалификация прав и обязанностей субъектов, а также соотношение общих положений гражданского законодательства с нормами, регулирующими оборот цифровых объектов. Подчеркивается необходимость сбалансированного регулирования, учитывающего потребности инновационного развития и защиту прав участников цифрового оборота. Рассматриваются вопросы правосубъектности алгоритмических систем, распределения ответственности за решения И И и обеспечения баланса между стимулированием инноваций и защитой интересов участников цифрового рынка. Выявляются пробелы в действующем законодательстве и обосновываются предложения по совершенствованию правовых механизмов. Методологическую основу исследования составляют формально-юридический, сравнительно-правовой и статистический методы, а также системный и междисциплинарный подходы. Проведена аналитическая обработка данных о динамике инвестиций в технологии И И и их внедрении в предпринимательскую деятельность в России и за рубежом. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе правовых последствий интеграции технологий искусственного интеллекта в предпринимательскую деятельность с учетом экономических факторов и зарубежного опыта регулирования. Впервые обоснована необходимость закрепления в российском праве специального режима для автономных алгоритмических агентов, работающих по модели «искусственный интеллект как услуга» (A IaaS), основанного на принципах технологической нейтральности и explainable A I. Разработана авторская классификация рисков правовой неопределенности при применении И И в бизнесе (коллизии норм, отсутствие стандартов прозрачности алгоритмов, разнородная судебная практика, угрозы монополизации) и предложен комплекс правовых мер их минимизации. Существенный вклад составляет сравнительно-правовой анализ моделей регулирования в ЕС, Китае, Японии и Канаде, позволивший выделить элементы, адаптируемые к российским условиям. Результаты могут применяться для совершенствования законодательства, в правоприменительной практике, корпоративном управлении и образовательных программах.
Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как исторические этапы формирования Б Р И К С и их влияние на структуру объединения, динамика номинального В В П стран-участниц и распределение экономических ресурсов, а также особенности демографической ситуации государств блока. Важное место уделяется анализу возможностей и рисков экономической интеграции, перспективам создания зоны свободной торговли и общей валюты для укрепления суверенитета. Применяется финансовое моделирование для долгосрочного прогноза совокупного и подушевого В В П до 2075 года с учётом цикличности кризисов и демографических изменений. Исследуются внутренние противоречия и факторы синергии между странами Б Р И К С, формирующие стратегический потенциал альянса, а также влияние ресурсной обеспеченности и актуальных макроэкономических трендов на устойчивость развития блока. В качестве методологии исследования использованы методы системного анализа, сравнительной статистики и финансового моделирования для оценки долгосрочной динамики В В П и демографических изменений в странах Б Р И К С на основе актуальных макроэкономических данных из Всемирного банка и исторических трендов. Новизна исследования заключается в разработке комплексной модели прогнозирования экономического роста и уровня благосостояния стран Б Р И К С до 2075 года с учётом макроэкономических, демографических и ресурсных факторов. В отличие от предыдущих работ, исследование акцентирует внимание не только на теоретических аспектах интеграции, но и на количественном моделировании влияния кризисных циклов, внутренних противоречий и потенциальной синергии между участниками блока. Представлены обоснованные сценарии создания зоны свободной торговли и наднациональной валютной системы как механизмов укрепления экономического суверенитета. Выводы исследования подтверждают, что при сохранении положительной динамики развития и усилении координации политик, страны Б Р И К С смогут достичь подушевого В В П, сопоставимого с уровнем развитых европейских государств средней величины. Кроме того, автор подчёркивает важность институционального доверия, управления рисками и стратегического партнёрства как условий успешной интеграции. Полученные результаты могут служить практической основой для выработки решений в области долгосрочной макроэкономической политики и международного сотрудничества
В статье исследуются прикладные аспекты применения и развития налогового мониторинга в Р Ф. Цель исследования: на основе комплексного анализа институциональных преобразований и имеющихся статистических данных определить тенденции, проблемы и перспективы развития налогового мониторинга в Р Ф. Особое внимание уделено оценке его востребованности среди крупнейших налогоплательщиков по показателям динамики количества и структуры участников мониторинга в разрезе отраслей, применяемых способов информационного взаимодействия, с учетом особенностей организации деятельности и структуры собственности, а также количества мотивированных мнений и урегулированной ими суммы налогов и сборов. Исследовано возможное влияние цифровой трансформации налогового мониторинга на состояние систем внутреннего контроля и управления рисками в организациях, а также лучшие практики организации информационного взаимодействия и использования современных техноогий. Исследование проведено с применением общенаучных методов, методов экономического анализа (вертикальный и горизонтальный) и статистики (средние, удельные показатели). Информационную основу исследования составили Н К Р Ф и другие нормативно-правовые акты, отчетность Ф Н С Р оссии, крупных компаний – участников налогового мониторинга, результаты исследований зрелости систем внутреннего контроля и управления рисками, проведенных консалтинговыми компаниями. Сделаны выводы о невысокой доле крупнейших налогоплательщиков, перешедших на мониторинг, а также низкой его востребованности со стороны крупного частного бизнеса без государственного участия. О боснованы тенденции в развитии налогового мониторинга за 2015–2025 гг.: повышение его доступности; развития рискориентированного подхода за счет усиления как преимуществ для добросовестных налогоплательщиков, так и контрольного функционала мониторинга; цифровизация деятельности по налоговому мониторингу как налоговых органов, так и налогоплательщиков. К проблемам, снижающим востребованность мониторинга у налогоплательщиков отнесены: высокая сложность и стоимость входа; сохранение ограниченной эффективности мотивированного мнения; ограниченная эффективность риск-ориентированного подхода. В результате исследования проектов налоговых органов выявлены перспективы его развития. Элементы научной новизны содержат обоснованные автором тенденции и перспективы развития Н М, а также предложения по решению выявленных проблем. Недостаточное внимание уделяется развитию инструментов совместного комплаенса, что является перспективным направлением исследований
В условиях растущей сложности управленческой среды и увеличения скорости принятия стратегических решений традиционные модели рационального выбора демонстрируют свою ограниченность. В этой связи автором настоящей работы осуществлен анализ влияния поведенческой экономики на процессы корпоративного управления, что представляет особую актуальность в контексте необходимости разработки более реалистичных моделей принятия решений. Цель исследования заключается в систематизации ключевых когнитивных искажений, влияющих на управленческие решения, и разработке практических механизмов их минимизации. Предметом исследования выступает влияние поведенческой экономики на процессы принятия управленческих решений в корпоративном управлении, включая анализ ключевых когнитивных искажений и разработку механизмов их минимизации. Р ассмотрены такие аспекты, как ограниченная рациональность, теория перспектив, эффект привязки и групповое мышление, а также их проявление в условиях цифровой трансформации и неопределенности. Методологическая основа статьи объединяет теоретический анализ фундаментальных концепций поведенческой экономики (ограниченная рациональность Г. Саймона, теория перспектив Д. Канемана и А. Тверски) с детальным изучением практических кейсов международных и российских корпораций. О собое внимание автором уделено сравнительному анализу эффективности различных подходов к преодолению когнитивных ошибок в стратегическом управлении. Исследование выявило системные закономерности возникновения когнитивных искажений в стратегическом управлении и предложило практические инструменты для их преодоления, такие как K P I когнитивной эффективности и цифровые системы мониторинга поведенческих рисков. Научная новизна заключается в адаптации международного опыта к российским условиям и разработке рекомендаций по интеграции принципов поведенческой экономики в корпоративное управление. Исследование вносит значительный вклад в развитие поведенческой экономики, предлагая оригинальную типологию когнитивных искажений и их влияния на управленческие решения. Р азработаны инновационные механизмы минимизации поведенческих ошибок, включая метод «крайних сценариев», алгоритмы когнитивного ценообразования и системы мониторинга поведенческих рисков на основе искусственного интеллекта. Научная новизна также заключается в адаптации зарубежных практик к российскому корпоративному управлению, что подтверждается успешными кейсами компаний, таких как Сбербанк и X5 Retail Group. Р езультаты исследования демонстрируют, что интеграция поведенческих инструментов в управленческие процессы способствует повышению качества решений, снижению стратегических рисков и укреплению корпоративной устойчивости в условиях цифровой экономики
Предметом исследования является математический аппарат синергии и возможные приложения в экономике данных Российской Федерации в целях повышения эффективности, устойчивости и безопасности национальной экономической системы в условиях санкционного давления западных стран. Авторы уделяют внимание вопросам эффективного взаимодействия экономических агентов в теоретико-случайных условиях, в финансах и при объединении фирм. Рассмотрены ключевые математические аспекты синергии во взаимосвязи с функцией полезности, способствующие необходимым структурным изменениям российской экономики данных на пути к экономике знаний. На этапе обзора современной научной литературы авторы рассматривают вопросы адаптации зарубежного опыта, что позволяет выявить преимущества и ограничения предлагаемых подходов. Исследование направлено на формирование системного и дата-ориентированного подхода к оценке эффективности взаимодействия экономических агентов и лиц, принимающих решения на уровне государственного управления. В исследовании используются методы экономико-математического моделирования, математический инструментарий теории игр, двухфакторная производственная функция Кобба-Дугласа, экономическая модель Курно, утверждения теоремы Дебре и принципы новой экономической парадигмы достаточности, сформулированные авторами в предыдущих работах. Научная новизна исследования заключается в переходе от вербальных описаний синергии и ее свойств к математическим, в том числе в контексте асимптотических методов, и нахождение количественного выражения этих понятий для некоторых частных случаев. Основными результатами проведенного исследования являются: математическое описание свойств синергии в теоретико-случайных условиях, в финансах и при объединении фирм; синергии семейной функции полезности, синергии финансовых операций; формулирование общего замечания о синергетическом эффекте и возможности перехода от принципов конкуренции к синергии. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их применения органами государственной власти для совершенствования экономической политики и формирования эффективной системы оценки результативности деятельности экономических акторов в целях обеспечения национальной безопасности. Особую актуальность исследование приобретает в условиях санкционного давления на российскую экономику, когда задача повышения эффективности становится первоочередной. Также синергия может быть использована в качестве нового индикатора социально-экономического развития, определяющего качество жизни и эффективность государственного управления в пространстве характеристик обеспечения устойчивого развития России и устранения возможных угроз
В научной литературе представлен широкий перечень исследований, посвященных теории развития мировой экономики. Вместе с тем устоявшейся теории развития мировой экономики до сих пор не существует. Развитие мировой экономики в теориях объясняется множеством отличных факторов и предпосылок. Цель данного исследования состоит в комплексной систематизации предпосылок, факторов и движущих сил развития мировой экономики для разработки методологической основы оценки трансформационных процессов. Статья посвящена изучению предпосылок, факторов и движущих сил развития мировой экономики. Критический анализ существующих теорий и классификационных подходов позволил интегрировать разрозненные концепции в единую структурированную систему, которая позволяет: выявить ключевые закономерности трансформации мировой экономики через призму экономических, социальных, технологических и политических аспектов; унифицировать критерии оценки динамики развития, включая роль научно-технического прогресса, институциональных и геополитических изменений; сформировать инструментарий прогнозирования структурных изменения в условиях глобальных вызовов. О сновными методами исследования являлись критический и системный анализ теорий развития экономических систем, а также различные классификационные методы. В ходе исследования были отобраны и проанализированы в соответствии классификационными признаками более 100 наиболее цитируемых работ в области теории развития. На основе анализа было выделено 11 предпосылок развития мировой экономики, 15 классификационных критериев факторов развития мировой экономики, а также 4 движущие силы развития, которые будут учтены в дальнейшем при разработке методики оценки трансформационных процессов в мировой экономике. Р езультаты исследования призваны дополнить теоретическую базу мировой экономики и предложить практикоориентированную основу для анализа современных трансформационных тенденций. Полученные результаты будут интересны специалистам в области мировой экономики и международных отношений, научным работникам. Дальнейшие направления исследования связаны с разработкой методологии оценки трансформационных процессов в мировой экономике
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______