Архив статей журнала
В статье проанализированы основные подходы к исследованию лояльности персонала в рамках формирования и развития организационной культуры компаний, выявлена взаимосвязь проявлений культуры организации на разных уровнях с основными факторами, определяющими уровень удовлетворенности персонала, вовлеченности и приверженности членов коллектива. Глобальные политические и социально-экономические преобразования в современном обществе актуализируют потребность в формировании принципиально новой системы управления человеческим капиталом на уровне государства и конкретных организаций в условиях дефицита квалифицированных кадров на рынке труда и существенных изменений мотивационного потенциала трудоспособного населения. Для обеспечения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе компаниям необходимо обладать высокой адаптивностью и устойчивостью с опорой на базовые ценности и принципы организационной культуры. Авторы предлагают комплексную модель развития организационной культуры как механизма повышения уровня приверженности сотрудников, интегрируя модель управляемой организационной культуры Э. Шейна с компонентами лояльности персонала согласно модели исследования К. В. Харского. Обоснована взаимозависимость условий формирования лояльности в области политики организации, организационного климата, организации труда с феноменами культуры компании, проявляющимися на поверхностном уровне, уровне базовых представлений и глубинном уровне. Сделан вывод о том, что в настоящее время именно мощная организационная культура, тесно связанная как с системой управления компанией, так и с ожиданиями сотрудников, является самым эффективным управленческим механизмом, позволяющим гармонизировать индивидуальные и корпоративные цели, создать внутреннюю мотивационную и обучающую среду, позволяющую максимально использовать кадровый потенциал компании. В таких условиях формируется основа для высокой лояльности персонала, искренней вовлеченности в общую судьбу компании.