ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Архив статей журнала

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН В ЖИЗНИ АБИТУРИЕНТОВ (2025)
Выпуск: № 2 (25) (2025)
Авторы: Захарова Татьяна Эрнестовна

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) как форма итоговой аттестации и вступительного испытания имеет 25-летнюю историю. За этот период ЕГЭ прошел стадии развития и становления, а также несколько ступеней реформирования. Статус экзамена менялся от добровольного и экспериментального до обязательного. Всю свою многолетнюю историю существования данный формат итогового тестирования вызывает много споров, дискуссий, недовольств, упреков в несправедливости. На данный момент ЕГЭ является обязательным экзаменом для выпускников российских учебных заведений среднего (полного) образования, выполняющим роль выпускного и вступительного испытания для поступления в высшие учебные заведения на территории России. Но кроме того, он имеет огромную социальную значимость, так как его основной целью является обеспечение справедливости во многих аспектах поступления в вузы: объективность оценки знаний выпускников, уничтожение коррупции при поступлении, обеспечение территориального равенства, дающего возможность любому выпускнику поступать в любой, даже самый престижный, вуз. Статья посвящена исследованию мнения студентов по вопросу соответствия ЕГЭ его целям. Анализируются преимущества и недостатки ЕГЭ, основываясь на мнениях не только студентов, но и преподавателей и экспертов. Многие респонденты считают, что тестовая форма экзамена не способствует глубокому пониманию материала и проверке творческих способностей. Опросы студентов СибГУТИ и других вузов показывают, что большинство не принимают тесты как подходящую форму оценки знаний, а также отмечают проблемы с формулировками заданий и психологической нагрузкой. Исследованием подтверждается, что система ЕГЭ действительно уменьшила возможности для коррупции, но полностью искоренить ее не удалось. Также в статье обсуждается проблема доступности высшего образования для выпускников из удаленных регионов. ЕГЭ способствует увеличению образовательной миграции, но неравенство в уровне подготовки и финансовых возможностях сохраняется.

Сохранить в закладках