Архив статей журнала
Сегодня понятие «драйвер» широко используется в отечественных экономических и социологических исследованиях, работах по управлению. В то же время его общепризнанного определения нет, что заметно снижает познавательные возможности данного термина. Цель статьи раскрыть эвристический потенциал понятия «драйвер» для социологического анализа проблем развития социогуманитарных исследований в российских университетах. Сначала понятие «драйвер» концептуализируется с позиций социологической теории, затем, исходя из этого, три элемента социальной системы университета - соблюдение академической этики, институт аспирантуры, академические онлайн-сообщества - рассматриваются в качестве внутренних драйверов социогуманитарных исследований в российских университетах. Дизайн исследования. Работа имеет пилотный характер и основана на анализе вторичных данных. Теоретической рамкой выступает теория информации К. Шеннона, позволяющая выделить черты драйвера, отличающие его от других медиативных элементов системы. Социологическая концептуализация ведется с позиций институционального анализа и теории социального действия. Это позволяет выделять в драйвере социальной системы субъективную составляющую. Результаты. Дано общее определение понятия драйвера, выделены его отличительные характеристики - облигативность и перекодировка информации. Показано, что социологическая интерпретация драйвера связана с оценкой уровня функциональности последствий его работы для социальной системы. Характер этих последствий определяется личностными характеристиками людей, участвующих в его работе. В связи с этим драйвер может способствовать как развитию, так и стагнации социальной системы. К внутренним драйверам проведения научных исследований в университетах могут быть отнесены - поддержание стандартов академической этики, эффективная реализация программ аспирантуры, создание и модерирование академических онлайнсообществ. Новизна полученных результатов связана с имплементацией технических терминов в социогуманитарное знание, что позволило дать более строгое определение понятия «драйвер» в отношении анализа социальных изменений и процессов. Статья будет интересна администраторам науки в университетах.
В статье рассматривается опыт по оценке качества процессов образовательной деятельности, таких, как проведение промежуточной аттестации и подготовка курсовых работ в вузе. Авторами статьи предлагается использовать для оценки процессов образовательной деятельности конкретные показатели процессов, которые включают в себя контролируемые параметры. Методология оценки любого из процессов образовательной деятельности представлена в виде перечня основных показателей с их описанием. Практическую значимость проведенной работы представляют предлагаемые показатели оценки, которые будут полезны специалистам учебно-методических управлений вуза и сотрудникам служб менеджмента качества.
В период реформирования высшего образования обостряется потребность в определении новых подходов и развитии обсуждаемых моделей взаимодействия вуза с обучаемыми, работодателями и органами власти, что делает актуальным исследование перспектив вузовских структур с позиций экосистемного подхода. Целью настоящего исследования выступает определение основных характеристик экосистемы как социально-экономического явления, проекция которых на систему высшего образования дает представление о стратегически значимых направлениях его развития. В числе методов исследования использован контент-анализ научных публикаций, методы парных сравнений и агрегирования ключевых слов для построения вербальных моделей, а также методы логического анализа и синтеза информации в рамках предметной области исследования. В работе определены основные параметры образовательных экосистем в части перспектив развития высшего образования в современных российских условиях. В итоге дано интегральное определение такого понятия как «экосистема», а применительно к системе высшего образования показана возможность построения сетевой структуры вузовской системы с использованием инновационных платформ, направленных на реализацию синергических эффектов для всех участников формируемой образовательной экосистемы.