Архив статей журнала

РЕПАРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПИГМЕНТНОЙ СИСТЕМЕ В ЛИЧИНОЧНОМ РАЗВИТИИ БЕСХВОСТЫХ АМФИБИЙ (2014)
Выпуск: № 3(12) (2014)
Авторы: Молчанов А. Ю., Голиченков В. А., Точило У. А., Виноградская И. С., Супруненко Е. А.

Представлены сведения о регенерации пигментной системы - восстановлении поврежденных меланофоров личинок шпорцевой лягушки Хenopus laevis. Показаны различия регенеративных процессов на различных стадиях личиночного развития и в разных световых условиях. Проанализирован вклад в восстановление численности пигментных клеток митотической активности меланофоров и дифференцировки бластных форм в связи с особенностями этапов развития пигментной системы. Полученные данные подтверждают системную организацию совокупности пигментных клеток покровов личинок амфибий.

Сохранить в закладках
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЦИОНАЛЬНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧАЩЕГОСЯ (2016)
Выпуск: № 3 (20) (2016)
Авторы: Васильев Н. С., Громыко В. И.

Опираясь на достижения постнеклассической науки, авторы предложили рациональную модель познания – обучения и технологию развития - самосозидания субъекта системно-информационной культуры. Утверждается, что второе, рациональное, сознание формируется в процессе опознания универсальных математических абстракций, восстанавливающем их первоначальную очевидность, утраченную наследными теориями. Целью обучения является достижение рациональной самоочевидности научного знания. Технология основана на идеях глоттогонии математического языка и на моделировании знания системным аксиоматическим методом. Системы искусственного интеллекта, поддерживающие личностные онтологические базы знаний, будут способствовать познанию смыслов. В условиях когнитивной революции жизнь индивида проходит в науке. Воспитание личности связано с рациональной самоорганизацией сознания. По мнению авторов, обучение состоит в оснащении сознания индивида математическим языком категорий как основой объективации третьего мира.

Сохранить в закладках
ДВЕ СТРАТЕГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (2017)
Выпуск: № 1 (22) (2017)
Авторы: Голиченков В. А., Всеволодов Э. Б., Доронин Ю. К.

Выделяются два способа организации индивидуального развития - регуляционное и мозаичное. Первый основывается на модели эволюции многоклеточности, возникшей на базе палинтомического размножения клетки-прародительницы, второй – на целлюляризации усложненной многоядерной клетки простейшего. При первом способе усложнение в процессе раннего развития (приводящего к дифференцировке) связано с увеличением числа клеток до достижения «критической массы», обеспечивающей разнородность клеточных связей, порождающую дифференциальную активность ядер. При втором – разные участки цитоплазмы клетки-прародительницы дифференцированы прежде, чем в них попадают однородные потомки зиготического ядра. В результате разные пути достижения многоклеточности приводят к дифференцировке цитологически гомологичных специализированных клеток организма. Мозаичный путь предполагает укороченный митоз при дроблении за счет отсроченной цитотомии – τо у таких организмов – минуты. Регуляционный путь характеризуется более продолжительным τо - отсюда большая продолжительность онтогенеза с появлением заметного пострепродуктивного периода (старость). Мозаичный путь сопряжен с миниатюризацией, исполнением организма меньшим числом клеток, повышенной скоростью физиологических реакций и заметным вкладом в размеры организма размеров составляющих его клеток. Регуляционный путь ведет к гигантизму, увеличению размеров организма за счет увеличения числа клеток одного размерного порядка, более длительным течением физиологических процессов. Такие полярные способы организации онтогенеза не существуют в чистом виде, а базируясь на единой цитологической основе, могут в разных пропорциях и в разные периоды онтогенеза обеспечивать все разнообразие наблюдаемых вариантов индивидуального развития.

Сохранить в закладках