Архив статей журнала
Предметом исследования является социально-психологическая безопасность студентов в образовательной среде вуза. Современный мир характеризуется высокой степенью изменчивости, динамичности и непостоянства, что проявляется в ускоренном развитии технологий, в разных социальных изменениях, в глобализации, в экологических вызовах и других ежедневных и ежечасных переменах. Актуализируются исследования в области безопасности на разных уровнях анализа. Цель статьи - изучить взаимосвязь социальной безопасности и личного благополучия студентов в образовательной среде вуза. Вуз является важнейшим институтом социализации студентов, где у них происходят значительные изменения в личности, выстраивается план дальнейшей жизни, происходит вхождение в профессиональное сообщество, поэтому важно и необходимо поддержание обстановки в образовательной среде вуза, способствующей ощущению безопасности студента в контексте их личного благополучия. Существует потребность социологического исследования взаимосвязи социальной безопасности и личного благополучия студентов в образовательной среде вуза. Важным этапом при изучении данного вопроса, заключается в апробации разработанной методики, поэтому в 2024 году было проведено пилотажное исследование, выбран количественный метод сбора информации - опрос, в форме анкетирования. Информационную базу исследования составили данные социологического опроса студентов Алтайского государственного университета. Новизна исследования заключается в расширении представлений о социальной безопасности студентов в образовательной среде вуза. Ключевые результаты проведенного пилотажного исследования состоят в следующем: существуют различия восприятия факторов обеспечения социальной безопасности студентами с разными уровнями личного (психологического) благополучия: успеваемость, риски образовательной среды, динамика здоровья, представления о здоровом образе жизни. Студенты с высоким уровнем (личного) психологического благополучия лучше учатся, реже становятся жертвами кражи, чаще соблюдают правила личной безопасности, проявляют бдительность, у них лучше здоровье, много знают о здоровом образе жизни. Студенты с низким уровнем (личного) психологического благополучия хуже успеваемость, рискуют стать жертвами кражи, здоровье в процессе обучение ухудшилось, меньше знают о здоровом образе жизни.
Предметом данной статьи является влияние случаев домашнего насилия на переживаемые женщиной репродуктивные страхи. Репродуктивные страхи - это эмоциональные состояния - опасения, тревоги, боязнь и т. п., переживаемые женщиной в период подготовки к беременности, ее течения, родов и ухода за младенцем. Автор исследует домашнее насилие в широком смысле, то есть как насилие со стороны любого члена семьи. Применяется общепринятая среди исследователей классификация видов домашнего насилия: физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, использование детей для установления контроля над взрослой женщиной, пренебрежение основными нуждами. Ключевыми исследовательскими вопросами выступили: Каким видам домашнего насилия подвергаются женщины в период беременности и родов? Как женщины воспринимают и описывают эти ситуации? Как эти ситуации воспринимаются участницами сообщества и отражаются в комментариях? Кто чаще выступает субъектом насилия? Каковы последствия для женщины и младенца? Как ситуации домашнего насилия влияют на переживаемые женщиной репродуктивные страхи? Основным методом исследования выступил качественный контент-анализ тематических сообществ социальной сети ВКонтакте «Подслушано у беременных и мам», «Истории родов. Беременность и роды», «Подслушано у беременных». Для анализа отбирались посты, инициированные участницами группы в течение одного календарного месяца, в которых описывались ситуации домашнего насилия, а также комментарии к ним. Установлены случаи всех, кроме сексуального, видов домашнего насилия. Наиболее распространенными являются психологическое и экономическое. Триггерами для всех видов домашнего насилия становятся нужда и бедность, нерешенность жилищной проблемы, межличностные конфликты и развод. Фактором, усиливающим уязвимость женщин к домашнему насилию, становятся правовая и финансовая неграмотность. Впервые, на основе материалов социальных сетей показывается, что инциденты домашнего насилия усиливают репродуктивные страхи, и в перспективе могут приводить к корректировке репродуктивных установок и планов, отказу от рождения последующих детей. В качестве практических рекомендаций по предотвращению и снижению негативных последствий инцидентов домашнего насилия, а также снижению репродуктивных страхов, можно предложить усиление мер по обеспечению женщин актуальной правовой, психологической и финансовой информацией, а также создание системы реабилитации для лиц с посттравматическим синдромом.