Архив статей журнала
Статья посвящена анализу демографической динамики Дальнего Востока и входящих в его состав субъектов за последнее десятилетие. Показано, что рассматриваемый временной период, несмотря на активные меры со стороны федеральных и региональных властей, направленные на социально-экономическое развитие макрорегиона и улучшение демографической ситуации, характеризовался сохранением нисходящей динамики численности населения. Дана оценка компонентов, определяющих характер демографической динамики. Приведена классификация дальневосточных субъектов по типу демографической динамики и ее компонентов. Показано, что принадлежность дальневосточных субъектов к тому или иному типу демографической динамики достаточно устойчива во времени. Данные демографического прогноза на период до 2046 свидетельствуют, что в перспективе кардинальных изменений в распределении дальневосточных субъектов по характеру демографической динамики не произойдет.
В статье рассматриваются методы стимулирования государством развития транспорта на современном этапе. В условиях «поворота на Восток» и происходящих с 2022 г. геополитических изменений внешнеторговые потоки России переориентируются с европейского на южное и восточное направления. Это увеличило работу транспортного комплекса Дальнего Востока, обеспечивающего выход России на рынки стран АТР (в первую очередь КНР). Возрастающий масштаб грузовых потоков выявил дисбалансы в работе транспорта и обострил вопрос развития инфраструктуры. Государство разработало систему мер стимулирования развития транспорта. В статье предложена их группировка по объекту воздействия, сегменту рынка, форме регулирования. Показано, что для стимулирования привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры государство использует различные механизмы: государственно-частное партнерство (ГЧП), инфраструктурные облигации, бюджетные кредиты и пр. В работе представлено применение в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) ГЧП в области транспорта: реализуется 16 проектов, совокупная инвестиционная емкость которых составляет 223,0 млрд руб. Анализ структуры проектов позволил выявить их особенности. С использованием ГЧП реализуются значимые для комплексного развития транспорта макрорегиона проекты, характеризующиеся существенной инвестиционной емкостью и долгим сроком окупаемости. Примерами являются строительство трансграничного автомобильного моста Благовещенск (РФ) - Хэйхэ (КНР), модернизация международного аэропорта «Хабаровск» (Новый) имени Г. И. Невельского. В целом при реализации проектов ГЧП в сфере транспорта ключевая роль остается за государством, степень участия которого усиливается из-за ряда факторов: 1) увеличение числа проектов, в которых концессионером выступают компании общественного сектора (учрежденные государственными органами или корпорациями развития); 2) расширение применяемых механизмов поддержки.
Целью исследования является оценка факторов роста открытой экономики Дальнего Востока и Хабаровского края в 2000-2021 гг. Показано, что в долгосрочном периоде, несмотря на высокие темпы прироста затрат капитала и значительную открытость экономики, темпы экономического роста Дальнего Востока и Хабаровского края отставали от национальных. Оценка производственной функции указала, что для поддержания темпов роста экономика Дальнего Востока при прочих равных условиях требовала масштабных затрат капитала, а сдерживающее влияние негативных темпов прироста затрат труда компенсировалось другими факторами. Массовый капитал и нейтральный научно-технический прогресс в целом формировали общую положительную экономическую динамику Дальнего Востока, а торговля была ее важным дополнением. Определено, что вклад в экономический рост Дальнего Востока товарооборота с зарубежным рынком был почти в два раза выше вклада торговли с отечественным рынком. В отличие от Дальнего Востока экономика Хабаровского края в долгосрочном периоде характеризовалась близкой к постоянной отдаче от масштаба, требуя меньшего прироста затрат капитала и труда для поддержания ее роста. При этом экономический рост региона генерировался главным образом капиталом и торговлей. Вклад торговли с зарубежными странами в экономический рост Хабаровского края превышал вклад торговли с отечественным рынком. Определено, что массовый экспорт с малой добавленной стоимостью оказывал относительно меньшее воздействие на экономический рост Дальнего Востока и Хабаровского края при заметном влиянии импорта. Предполагается, что в текущих внешнеполитических условиях при смещении экономической активности страны на восток для регионов юга Дальнего Востока, к которым относится Хабаровский край, выполнение функции активного «посредника» между отечественным и зарубежным рынками может позволить использовать имеющиеся у них преимущества для целей ускорения экономики.
В статье рассматриваются особенности такого инструмента стратегического пространственного планирования на Дальнем Востоке, как территории опережающего развития (ТОР). Представлено распределение созданных ТОР по субъектам Дальневосточного федерального округа и выявлены предпосылки создания и отличительные черты территорий опережающего развития. Показаны особенности формирования ТОР в Дальневосточном федеральном округе в отраслевом разрезе, проанализирована динамика показателей эффективности функционирования, выявлены лидеры и аутсайдеры по достижению плановых показателей по объему инвестиций и количеству рабочих мест. Определена роль иностранных инвесторов и результаты их деятельности в развитии Дальнего Востока в рамках ТОР. Обозначены факторы, тормозящие функционирование и развитие ТОР в Дальневосточном федеральном округе и в том числе в Хабаровском крае. Подведены итоги девятилетнего периода функционирования территорий опережающего развития на Дальнем Востоке, определены стратегические ориентиры регионального развития. Представлены эффекты функционирования территорий опережающего развития Хабаровского края, проанализирована структура источников финансирования, выявлены проблемы и ограничения функционирования.
Цель данного исследования - на основе анализа ряда международных и отечественных научных работ, а также, используя результаты ранее выполненных разработок автора, выявить направления трансформации институциональных структур и механизмов в управлении арктическими территориями Дальнего Востока России. В результате исследования автор в теоретико-методическом плане обосновывает необходимость формирования здесь «мезокластера», представляющего собой единый комплекс добычных отраслей специализации данных территорий, который выступит базовой структурообразующей основой для дальнейших институциональных преобразований в управлении арктическими территориями Дальнего Востока. Акцент в этом плане сделан на решении весьма специфических проблем согласования формальных и неформальных институтов в управлении развитием как «мезокластера», так и всего вновь формируемого пространственно-хозяйственного образования.
В статье проанализирована динамика контрольных и профилактических мероприятий в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа в 2024 г. Выявлена смена тренда в виде роста количества проверочных мероприятий со стороны как федеральных органов контроля, так и региональных надзорных ведомств. На основе авторской методики проведена оценка уровня административного давления на бизнес в разрезе территориальных подразделений органов контроля в Дальневосточном федеральном округе по итогам 2024 г., на основании которой проведено ранжирование 121 территориального подразделения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольную деятельность в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа.
В статье проведен анализ долгосрочного тренда демографических процессов на Дальнем Востоке России. Показано, что на протяжении 1991-2024 гг. демографическая динамика характеризовалась высокой устойчивостью, сохраняя отрицательную направленность. За более чем тридцатилетний период население Дальнего Востока сократилось на четверть при среднероссийском показателе 2%. Выделены три группы субъектов в зависимости от масштабов демографических потерь. Для первой, наиболее благополучной, было характерно снижение общей численности населения в пределах 10% относительно 1991 г. (Республики Бурятия и Саха (Якутия). Вторая группа характеризовалась значительной потерей демографического потенциала за анализируемый период, порядка 70% населения (Магаданская область, Чукотский автономный округ). В состав третьей группы вошли все остальные дальневосточные субъекты, сокращение населения в которых варьировало в диапазоне 20-40%. Для идентификации наиболее неблагополучных в демографическом развитии макрорегиона периодов была проанализирована динамика общего, естественного и миграционного прироста. Показано, что 55% от общего сокращения населения в макрорегионе пришлось на первое десятилетие анализируемого периода. Основная часть потерь была обусловлена отрицательным сальдо миграции. В последующие периоды интенсивность убыли населения сократилась. С 2020 г. трансформировалась традиционная для макрорегиона структура факторов демографической динамики. Убыль населения стала следствием, прежде всего, отрицательной результативности естественного движения. Прогнозные оценки перспективной численности населения Дальнего Востока свидетельствуют о сохранении ведущей роли естественных процессов, отрицательная результативность которых будет определять сокращение демографического потенциала.
В статье рассматривается использование трудовых ресурсов в транспортном комплексе ДФО. В условиях политики «поворот на Восток» и геополитических изменений последних лет происходит переориентация внешнеторговых грузопотоков России с европейского направления на страны Азии (в первую очередь КНР). Это определяет возрастающую значимость транспорта восточных районов. Цель данной статьи - проанализировать динамику использования трудовых ресурсов, представляющих один из ключевых факторов функционирования транспорта. На основе данных официальной статистики за 2017-2023 гг. показано противоречие между динамикой занятости и объемом работы транспорта ДФО. Отмечено, что складывающиеся разнонаправленные тенденции (снижение численности трудовых ресурсов при росте транспортной работы) формируют риски для обеспечения стабильного функционирования транспортного комплекса. Данный тезис подтвержден расчетом индекса сходства структур (индекса Салаи) для занятости в транспорте ДФО на фоне общероссийских показателей. Значение индекса для макрорегиона (0,063) показывает крайне низкий уровень различий, что означает высокое соответствие динамик структуры занятости транспорта макрорегиона и общероссийской. Это не может быть оценено положительно с учетом высокой значимости транспорта макрорегиона в национальной транспортной системе на современном этапе. Обеспечение стабильной работы транспорта ДФО требует не только развития инфраструктуры (активно реализуемое в настоящее время), но и решения проблем на рынке труда. Продолжение негативных тенденций нарастания кадрового дефицита транспорта может стать ключевым лимитирующим фактором для экономики как макрорегиона, так и РФ в целом. Полученные выводы и оценки могут быть использованы при обосновании управленческих решений в отношении проблемы формирования кадров транспортного комплекса ДФО.
В статье выполнен обзор промежуточных итогов реализации программ повышения трудовой мобильности в ряде дальневосточных регионов Российской Федерации. Показано, что региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов представляют собой механизм точечного привлечения специалистов, а не массового привлечения трудовых ресурсов. Количественный состав привлекаемых работников существенно варьирует по регионам: от нескольких десятков до нескольких сотен работников в год. Неоднородно также по регионам отраслевое представительство работодателей-участников региональных программ и их количественная категорийность. Признано целесообразным в условиях ограниченного финансирования осуществлять предоставление государственной поддержки в привлечении сотрудников в дальневосточные регионы крупнейшим компаниям, таким как горнодобывающие, финансовые, транспортные, в последнюю очередь. Предложена методика оценки эффективности региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, учитывающая как абсолютную результативность программы, так и степень удовлетворенности отдельных работодателей в привлечении работников из других регионов.