Архив статей журнала

КОНЦЕПТ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА В ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (2024)
Выпуск: № 1 (106) (2024)
Авторы: Байков Николай Михайлович, Березутский Юрий Владимирович, Ермошкина Екатерина Николаевна, Митрофанов Денис Викторович

В статье авторами представлен теоретический и эмпирический анализ концепта вовлеченности жителей города Хабаровска в территориальное общественное самоуправление. Проведенный на основе результатов социологических исследований сравнительный анализ сознания и поведения двух категорий хабаровчан (проживающих и не проживающих в домах с ТОС) позволяет нам утверждать, что жители, проживающие в домах, где зарегистрирован ТОС, более активны и более вовлечены в жизнь своих домов: они демонстрируют большее желание быть сопричастными к разработке проектов для участия в конкурсе ТОС; они в большей степени проявляют свое неравнодушие и вовлеченность в решение проблем благоустройства своей дворовой территории; в большей степени помогают финансовыми и материальными ресурсами в создании инфраструктурных проектов, готовы принимать участие в проектах своим личным вкладом; они более бережно относятся к проектам, которые были созданы их руками в своих дворах. Поэтому можно сделать главный вывод нашего исследования: развитие ТОС существенно повышает социальную активность жителей и их неравнодушие к тому, что происходит вокруг них. ТОС в современных условиях выступает наиболее успешным инструментом совместного решения актуальных проблем благоустройства дворовых территорий органами местного самоуправления с жителями. Поэтому совершенствование программ развития ТОС в городах и населенных пунктах является наиважнейшей стратегической задачей органов местного самоуправления и государственной власти по вовлечению населения в решение вопросов местного значения, по повышению доверия жителей как органам местного самоуправления, так и общественным объединениям. Именно доверие выступает фундаментальной основой развития гражданского общества.

Сохранить в закладках
ДОСТУПНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ И ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ В ОЦЕНКАХ СТУДЕНТОВ (2025)
Выпуск: № 2 (111) (2025)
Авторы: Байков Николай Михайлович, Спека Кристина Ивановна

В статье представлен анализ концепта «доступность», применительно к системе учреждений дополнительного образования детей в российском обществе, его правовое и научное обоснование. Показано, что доступность дополнительного образования детей как предметная область различных исследований позволяет выделять ее виды (правовая, социальная, экономическая, транспортная информационная и др.). Государственная образовательная политика приобрела системный характер в обеспечении доступности и институируется показателем охвата детей занятиями и кружками, финансированием и сертифицированием персонифицированного дополнительного образования, лицензированием программ обучения, направлений образовательной деятельности. С этих методологических подходов в статье проанализированы оценки доступности дополнительного образования в школах и за их пределами студентов Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС. Выявлено, что дополнительное образование в школьный период позитивно сказалось на их личностном развитии и повлияло на выбор направлений профессионального обучения в этом вузе. Большинство студентов в целом положительно оценивают систему дополнительного образования детей, но отмечают наличие ряда проблем, связанных с доступностью к интересующим их программам обучения, финансовыми возможностями семей, удаленностью учреждений от своего места проживания, ограниченностью возможностей обучения по интересующим их программам в период обучения в школах и вне школ. Результаты исследования актуализируют усилия органов государственного и муниципального управления на решение сохраняющихся проблем в доступности дополнительного образования детей, особенно в условиях отдаленных территорий регионов.

Сохранить в закладках
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СЛУЖАЩИХ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Байков Николай Михайлович, Березутский Юрий Владимирович

В статье представлен анализ результатов социологического исследования «Кадровый потенциал органов власти Дальневосточного федерального округа: состояние, проблемы и перспективы развития», выполненного инициативной группой социологов Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС при поддержке аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о поступательном развитии Дальневосточных территорий за последние годы: реализация масштабных национальных проектов, привлечение инвестиций под создание и строительство новых предприятий, развитие социальной инфраструктуры, создание тысяч новых рабочих мест, реновация облика дальневосточных городов и общественных пространств в рамках реализации мастер-планов их развития. Большинство государственных и муниципальных служащих в целом оценивают социально-экономическое развитие Дальнего Востока России как положительное, но с наличием ряда серьезных проблем, сдерживающих позитивные тенденции: ростом цен на товары и услуги, качеством здравоохранения и доступностью медицинской помощи, низким уровнем оплаты труда и доступности жилья, миграционным оттоком населения и снижением кадрового потенциала региона. Особая роль в реализации национальной стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока России отводится кадровому потенциалу органов государственной власти и местного самоуправления. Однако самооценки государственнымих и муниципальных служащих свидетельствуют о недостаточной погруженности большинства из них в смысл, цели и содержание национальных проектов развития России, что может снижать эффективность их деятельности по достижению целевых показателей их реализации в своих регионах. Результаты исследования подчеркивают необходимость повышения статуса государственной и муниципальной службы, а также развития образовательных программ, ориентированных на «социоцентрические» мотивы профессиональной служебной деятельности.

Сохранить в закладках