Архив статей журнала
Становится очевидной взаимосвязь бедности и национального богатства обусловлена возрастающим значением процессов фрагментации мировой экономики и отказа от концепции коллективной борьбы с бедностью в пользу ответственности за решение проблемы на уровне национальных государств. Сегодня не существует единого подхода к решению задачи оценки достаточности ресурсов государства для реализации политики борьбы с бедностью. В этой связи видится необходимым выявить то, что представляет собой бедность, основанная на недостаточности ресурсов для ее преодоления, и какие факторы способствуют ее сохранению, а также разработать инструментарий ее оценки. В исследовании вводится и обосновывается методологически экономическая категория ресурсной бедности которая представляет собой уровень обеспеченности страны ресурсной компонентой национального богатства, связанных друг с другом и сбалансированных относительно собственного объема, который не позволяет государству реализовывать политику по снижению бедности. В данной статье методология исследования включает несколько ключевых этапов, направленных на глубокое понимание понятия ресурсной бедности и его влияния на экономическое развитие. На основе корреляционного анализа выделяются черты ресурсной бедности - для всех стран на уровне дохода 8,65 долл. США/день, для развивающихся - 9,75 долл. США/день, для развитых 9,95 долл. США/день. На основе анализа компонент национального богатства и их соотношения выделяются факторы, приводящие страны к ресурсной бедности в разрезе составляющих элементов национального богатства. На основе проведенного анализа соотношения компонент национального богатства и ресурсной бедности сделан вывод о том, что рост промышленного сектора в развивающихся странах может стать главным фактором повышения черты ресурсной бедности, тогда как дальнейшее продвижение сервисной экономики и цифровизация экономики создает риски и угрозы повышения глобальной бедности.
На сегодняшний момент развитие атомной энергетики является одной из наиболее технологически сложных отраслей энергетики, включающей в себя и ряд других подотраслей, в том числе и с высокой долей НИОКР. Она представляет собой явную демонстрацию технологического превосходства государств, ее развивающих, повышает их конкурентоспособность за счет выработки более дешевой электроэнергии, стимулирует развитие экономики и тем самым создает рабочие места. Тем не менее, на развитие мирного атома влияет ряд политических и экономических факторов, которые оказывают как сдерживающие, так и стимулирующие воздействия на отрасль. В условиях зеленого энергоперехода автором видится актуальным не только оценить динамику атомной энергетики в глобальном масштабе, но и выделить наиболее значимые политические и экономические барьеры для ее развития. В рамках этого исследования осуществлена попытка систематизировать на глобальном уровне воздействие политического и экономического фактора, при этом последний включает и технологический фактор развития энергетики. В рамках исследования осуществлена попытка систематизировать на глобальном уровне воздействие политического и экономического фактора, при этом последний включает и технологический фактор развития энергетики. Использованы методы системного анализа на основе статистических и эмпирических данных. На основе полученных данных о барьерах продвижения атомной энергетики выделена система факторов, влияющих на ее развитие. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как анализа политических решений по развитию атомной энергетики в ЕС, США, России, КНР и отдельных других странах. Новизна заключается в сравнении и уделении особого внимания современному развитию атомной энергетики в России и выделении ее отличий от других регионов. Ключевыми результатами исследования являются: анализ мирового энергобаланса, выделение роли и доли атомной энергетики, которая демонстрирует устойчивую динамику; выделены факторы, сдерживающие развитие отрасли в разрезе политических и экономических на глобальном уровне. Таким образом, основные результаты статьи складываются из дихотомии стимулов и ограничений развития атомной отрасли на современном этапе в мире - современное состояние отсутствия бурного роста атомной энергетики вызвано балансом этих противоположных тенденций.
Статья рассматривает актуальные методические вопросы оценки эффективности работы морских портов Дальневосточного бассейна, основанные на стейкхолдерском подходе. Порты играют ключевую роль в глобальных цепочках поставок, обеспечивая рост экономики, привлечение инвестиций и развитие инфраструктуры. Однако традиционные подходы к оценке их эффективности недостаточны, так как не учитывают интересы различных групп стейкхолдеров. Целью исследования является разработка универсального инструмента оценки, отражающего запросы всех основных групп заинтересованных сторон с учётом их важности. Для формирования базы исходных данных используются государственные и корпоративные отчеты. Предметом исследования является методика комплексной оценки эффективности морских портов с использованием стейкхолдерского подхода. Объектом выступают морские порты Дальневосточного бассейна России, анализируемые с учетом их влияния на экономические, социальные и экологические аспекты развития регионов. Методология исследования включает формирование интегрального показателя эффективности, представляющего собой свёртку стейкхолдерских индикаторов эффективности, основанных на анализе различных аспектов деятельности порта и их влияния на региональное и национальное развитие. Новизна исследования заключается в комплексном подходе к оценке, который учитывает интересы стейкхолдеров и связывает результаты с концепцией устойчивого развития. Выводы подчеркивают значимость функционирования портов не только для экономического и социального роста региона, но и для национальной безопасности, учитывая их стратегическую роль в глобальных цепочках поставок. Результаты исследования показывают, что лидерами по эффективности являются порты Владивосток и Восточный, демонстрирующие устойчиво высокие показатели по большинству категорий. Наименее эффективными оказались порты Де-Кастри и Николаевск-на-Амуре. Результаты исследования имеют широкую область практического применения, как с точки зрения повышения конкурентоспособности порта, так и для устойчивого развития и обеспечения сбалансированного роста в социально-экономическом и экологическом контекстах.