Становится очевидной взаимосвязь бедности и национального богатства обусловлена возрастающим значением процессов фрагментации мировой экономики и отказа от концепции коллективной борьбы с бедностью в пользу ответственности за решение проблемы на уровне национальных государств. Сегодня не существует единого подхода к решению задачи оценки достаточности ресурсов государства для реализации политики борьбы с бедностью. В этой связи видится необходимым выявить то, что представляет собой бедность, основанная на недостаточности ресурсов для ее преодоления, и какие факторы способствуют ее сохранению, а также разработать инструментарий ее оценки. В исследовании вводится и обосновывается методологически экономическая категория ресурсной бедности которая представляет собой уровень обеспеченности страны ресурсной компонентой национального богатства, связанных друг с другом и сбалансированных относительно собственного объема, который не позволяет государству реализовывать политику по снижению бедности. В данной статье методология исследования включает несколько ключевых этапов, направленных на глубокое понимание понятия ресурсной бедности и его влияния на экономическое развитие. На основе корреляционного анализа выделяются черты ресурсной бедности - для всех стран на уровне дохода 8,65 долл. США/день, для развивающихся - 9,75 долл. США/день, для развитых 9,95 долл. США/день. На основе анализа компонент национального богатства и их соотношения выделяются факторы, приводящие страны к ресурсной бедности в разрезе составляющих элементов национального богатства. На основе проведенного анализа соотношения компонент национального богатства и ресурсной бедности сделан вывод о том, что рост промышленного сектора в развивающихся странах может стать главным фактором повышения черты ресурсной бедности, тогда как дальнейшее продвижение сервисной экономики и цифровизация экономики создает риски и угрозы повышения глобальной бедности.
Идентификаторы и классификаторы
В условиях развития тенденций регионализации и активной суверенизации политик национальных государств [4] одним из важных вопросов остается влияние этих процессов на бедность. Высокая значимость проблемы бедности в мире объясняется тем, что универсальных механизмов для борьбы с ней пока не существует, а сама проблема сложно искоренима. Смещение внимания к вопросам неравенства наиболее актуально для развитых стран, однако развивающиеся экономики часто сталкиваются с проблемой того, что уровень бедности в них настолько высок, что неравенство возникает между бедными и остальной частью населения, а не между стратами населения, как в развитых. Таким образом, бедность остается значимой проблемой в современном мире, попытки решения которой на глобальном уровне оказались неудачными и с учетом названных процессов отказа от всеобщей глобализации будут предприниматься все менее активно.
Список литературы
1. Банерджи А., Дюфло Э. Экономика бедных. Радикальное переосмысление способов преодоления мировой бедности. Москва: Издательство Института Гайдара, 2021. 464 с.
2. Барков С. А. Бедность и богатство: восприятие российских интернет-пользователей // ЭКО. 2018. № 3. С. 82-100.
3. Ермакова Э. Р., Игонина А. А. Проблема бедности в обществе с избыточным социально-экономическим неравенством // Национальная безопасность / nota bene. 2022. № 5.
4. Кубишин Е. С., Седлов А. П., Соболева И. В. Бедность в России: методология измерения и международные сравнения // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. № 1. С. 56-70. DOI: 10.24412/2073-6487-2021-1-56-70
5. Локосов В. В. Богатая Россия и бедное население: причины парадокса // Народонаселение. 2015. № 4(70). С. 6-17.
6. Перская В. В. Завершение процесса глобализации мирового хозяйства // Экономика. Налоги. Право. 2018. № 1. С. 36-42. DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-1-36-42
7. Смирнов А. В. Цифровое общество: теоретическая модель и российская действительность // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 1. С. 129-153. DOI: 10.14515/monitoring.2021.1.1790
8. Сухарев О. Бедность, неравенство, национальное богатство: эмпирический анализ и следствия для политики // Экономические стратегии. 2022. № 4.
9. Хайруллина О. И. Анализ факторов, влияющих на бедность: национальный и региональный аспекты // Креативная экономика. 2025. Т. 19. № 1. С. 122045. DOI: 10.18334/ce.19.1.122045
10. Шлычков В. В. Суверенизация как механизм эффективного обеспечения экономической безопасности России в условиях усиления геополитической и геоэкономической турбулентностей // Экономика и управление. 2024. № 8. С. 972-987.
11. Balasubramanian P. Does economic growth reduce multidimensional poverty? Evidence from low- and middle-income countries // World Development. 2023. № 161. С. 106119.
12. Cohen D. The Wealth of the World and the Poverty of Nations. Лондон: MIT Press, 1998. 136 p.
13. David S. L. The Wealth and Poverty of Nations: Why Some Are So Rich and Some So Poor. New York, London: W. W. Norton & Company, 1999. 658 p.
14. Lechheb H. Economic Growth, Poverty, and Income Inequality // The Journal of Private Equity. 2010. № 1. T. 23. pp. 137-145.
15. Marjit S. Structural Transformation, Service Sector Growth and Poverty Alleviation: The Role of Formal-Informal Interaction and Rising Informal Wage // Review of Development and Change. 2020. № 2. T. 25. Pp. 151-168. DOI: 10.1177/0972266120972571
16. Gweshengwe B., Hassan N. H. Defining the characteristics of poverty and their implications for poverty analysis // Cogent Social Sciences. 2020. № 6(1). С. 1-10.
17. Mekhdiev E. Australia in the Framework of the Asian Integration Initiatives: The Choice of Future // Journal of Globalization Studies. 2023. Vol. 14, No. 1. P. 3-14. DOI: 10.30884/jogs/2023.01.01
18. Nándori E. S. The effect of economic growth on poverty in Eastern Europe // Zarządzanie publiczne. 2010. № 1-2. pp. 37-44.
19. Luna V. M. I. The persistence of Poverty in Capitalist Countries // Economía Informa. 2016. № 400. С. 67-82.
20. Sairmaly F. A. Human Capital Development and Economic Growth: A Literature Review on Information Technology Investment, Education, Skills, and Productive Labour // Jurnal Minfo Polgan. 2023. № 12(1). pp. 679-693.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Объектом исследования является процесс использования робототехники военного назначения, а конкретно, так называемых роботов-напарников в условиях современных вооруженных конфликтов, предмет исследования - влияние основных составляющих этого процесса на возможное изменение способов подготовки и ведения военных действий, подходы к созданию перспективного вооружения. Целью исследования является выявление направлений военной науки, подвергающихся влиянию изменений, определение характера этого влияния с целью формирования предложений по совершенствованию методов планирования развития вооружения и подготовки личного состава, приведению их в соответствие к реалиям современных высокотехнологичных конфликтов. Современное состояние вооруженного противоборства характеризуется активным развитием и внедрением робототехнических систем и комплексов. В статье рассматривается такой аспект роботизации, как применение роботов-напарников различных типов. В статье использованы общенаучные методы анализа и синтеза. На основе анализа практического применения конкретных программных ассистентов и программно-технических роботов-напарников, таких как дроны типа XQ-58 и FH-97A, наземные системы MUTT-600 и другие, синтезированы предположения по влиянию на изменение способов ведения вооруженного противоборства. В статье впервые предложено разделить роботы-напарники на встроенные программные ассистенты и внешние робототехнические комплексы, что ранее не было отражено в нормативных документах, что не позволяло учесть особенности боевого применения. Основными выводами проведённых исследований является то, что, во-первых, появление технических и программных напарников существенно повлияет на развитие боевой техники в части перехода от создания «техники предельных возможностей» к повышению боевых возможностей за счёт модернизации программного обеспечения и состава напарников, что обещает существенное снижение затрат на достижение высоких боевых характеристик. Во-вторых, изменятся способы применения вооружения: отпадёт необходимость формировать разнородные тактические группы, обеспечивать сложную координацию их действий - основные виды обеспечения будут реализовываться применением «роя» роботов-напарников. В-третьих, описанные изменения существенно повлияют на процесс подготовки военнослужащих, расширяя требования к их навыкам по постановке и контролю выполнения задач. Указанные тенденции приводят к существенным изменениям в военном деле, которые необходимо учитывать для обеспечения готовности к ведению современных и перспективных конфликтов.
Современные трансформации глобального и внутреннего порядка обусловливают переосмысление традиционных рамок конституционного регулирования, особенно в аспекте обеспечения безопасности. В условиях перманентных угроз - от кибератак до гибридных конфликтов - национальная безопасность приобретает статус системообразующего элемента конституционного правопорядка. Предметом настоящего исследования является выявление механизмов, посредством которых принципы и институты конституционализма адаптируются к этим вызовам. Актуальность темы определяется необходимостью правового оформления долгосрочных ответов на угрозы, которые ранее рассматривались как временные. Особое внимание уделяется тому, как меняется роль государства: от сдерживающего механизма власти - к гарантии устойчивости и стабильности. Это смещение акцентов требует разработки новой теоретической и нормативной конструкции. Конституционализм должен быть способен не только ограничивать власть, но и поддерживать жизнеспособность системы в условиях экзистенциальных рисков. В методологическом плане работа основывается на системном и сравнительно-правовом подходах, позволяющих исследовать адаптационные механизмы в разных юрисдикциях. Применяется формально-юридический и герменевтический анализ, направленный на выявление трансформации ключевых понятий в правовом поле. Научная новизна исследования заключается в концептуализации безопасности как внутренней конституционной категории, а не внешнего по отношению к правовой системе феномена. Впервые предпринимается попытка системно рассмотреть институционализацию безопасности в структуре современного конституционализма. Показано, что правовое закрепление мер безопасности должно сопровождаться созданием устойчивых институтов, а не сводиться к временным режимам чрезвычайного положения. Утверждается, что только через такую институционализацию возможен новый баланс между правами и мерами защиты. Исследование также обращает внимание на транснациональные правовые тренды, влияющие на национальные конституционные практики. Сделан вывод о необходимости гибкого, но нормативно определённого подхода к безопасности как конституционной категории. Представленные положения вносят вклад в развитие адаптивного конституционализма как ответной формы на вызовы XXI века.
Финансовый мониторинг направлен на выявление подозрительных операций, связанных с отмыванием денег, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения. Уклонение от уплаты налогов попадает в состав объектов мониторинга в качестве предикатного преступления к отмыванию денег. Кроме того, международные рекомендации указывают на необходимость объединения усилий компетентных органов, в том числе налоговых, и обмена налоговой информацией. При этом международные рекомендации в разных странах имплементируются с учетом институциональных особенностей противолегализационной системы. В данной статье исследуются институциональные основы финансового мониторинга и налогового администрирования в РФ. Предметом исследования являются теоретические и прикладные аспекты противодействия уклонению от уплаты налогов как угрозе легализации доходов, полученных преступным путем. Исследование проведено с применением общенаучных и методов экономического анализа. Проведен анализ динамики и структуры подозрительных операций по выводу доходов зарубеж за 2015-2024 гг. по данным Банка России. Сопоставлены задачи подразделения финансовой разведки и налоговых органов. Информационную основу составили международные рекомендации, законы и правовые акты РФ, методические рекомендации Банка России. В статье представлен краткий обзор международных рекомендаций и российского законодательства по проведению мониторинга в налоговой сфере. Дана оценка его роли в противодействии уклонению от уплаты налогов по показателям доначислений доходов в бюджет, а также динамики объема и структуры сомнительных операций. Особое внимание уделено проблемам идентификации бенефициарных владельцев. Предложения по совершенствованию порядка идентификации разработаны для организаций, субъектов первичного мониторинга и государственных органов. Недостаточный уровень взаимодействия компетентных органов доказывает выявленное несоответствие применяемых критериев оценки налоговых факторов в рамках мониторинга операций и критериев оценки налоговых рисков. Элементы научной новизны содержат выводы автора о задачах финансового мониторинга, решение которых содействует противодействию уклонению от уплаты налогов, а также выявленные тенденции в динамике сомнительных операций по выводу денежных средств зарубеж через банковскую систему. При решении данных задач важно более конкретного разделить полномочия между компетентными органами, исключив дублирование функций. Предложено расширить межведомственное взаимодействие и межд
Предметом исследования является правовое и институциональное регулирование деятельности негосударственных субъектов, участвующих в обеспечении общественной безопасности в Российской Федерации. Автор уделяет внимание вопросам взаимодействия между государственными органами и негосударственными актами в контексте современных вызовов национальной безопасности, включая такие угрозы, как терроризм, экстремизм, киберугрозы и иные факторы риска. Рассмотрены ключевые аспекты функционирования негосударственной системы обеспечения общественной безопасности, включая проблемы законодательной и нормативной базы, препятствующие эффективной интеграции негосударственных акторов в общую систему обеспечения безопасности. Особое внимание уделяется анализу институциональных механизмов взаимодействия государственных и негосударственных субъектов, вопросам лицензирования, ответственности и правоприменительной практики. Автор также рассматривает вопросы адаптации зарубежного опыта, что позволяет выявить сильные и слабые стороны отечественного регулирования и обосновать необходимость его совершенствования. Исследование направлено на формирование системного понимания роли негосударственных субъектов в современных условиях и выработку рекомендаций для развития законодательства и повышения эффективности взаимодействия между государственными органами и негосударственными акторами. В исследовании используются методы формально-юридического, сравнительно-правового и институционального анализа. Применяется анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации и зарубежных источников, способствующих развитию теории и практики институционализации негосударственной системы обеспечения общественной безопасности. Дополнительно применялись инструменты искусственного интеллекта ChatGPT (OpenAI, 2023), для редактирования текста аннотации. Новизна исследования заключается в разработке системного подхода к институционализации негосударственной системы обеспечения общественной безопасности в России, а также в обосновании необходимости создания комплексного федерального закона, регулирующего статус негосударственных субъектов и формы их взаимодействия с государственными органами. Основными выводами проведенного исследования являются: 1) необходимость унификации и систематизации нормативно-правовой базы в сфере обеспечения общественной безопасности; 2) целесообразность создания единого федерального закона о негосударственной системе обеспечения общественной безопасности; 3) внедрение институциональных механизмов координации между государственными и негосударственными субъектами; 4) учёт зарубежного опыта лицензирования, регулирования и общественного контроля, способствующего повышению эффективности работы негосударственных субъектов. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их применения органами государственной власти для совершенствования законодательства и формирования эффективной политики в сфере обеспечения национальной безопасности.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______