Архив статей журнала
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к архаическим религиозным верованиям и практикам, к числу которых относится шаманизм. Образ современного шамана во многом отличается от этнографических описаний, которые собирались вплоть до середины XX века. Основными информантами всегда выступали сами шаманы. Они рассказывали не только о своем видении мира, религиозной практике, но и об истории своей семьи и своего шаманского становления. В автобиографиях современных шаманов можно обнаружить общие мотивы, из которых складывается образ шамана. В связи с этим автором была определена цель исследования: опираясь на данные полевых работ, проведенных в Бурятии в 2017-2022 годах, определить место автобиографии среди современных шаманских нарративов, для чего необходимо классифицировать современные нарративы о шаманах, концептуализировать понятие «личный шаманский миф» и определить роль самопрезентации в жизни современного шамана.
Через маркировку, предложенную Е. С. Новик, нарративы о шаманах были разбиты на три типа: «мифы», «предания» и «былички». Был сделан вывод, что первые два типа достаточно редко упоминаются в рассказах респондентов. Особое внимание автор уделил третьей группе - «былички». К этой группе он отнес автобиографии современных шаманов и отметил в них наличие определенной константной структуры. Эти автобиографические нарративы автор предложил назвать «личным мифом шамана». Далее автор провел параллели с «персональным мифом», взятым из области психологии, и пришел к выводу, что личный миф шамана - это не просто относительно устойчивый нарратив, имеющий периодически повторяющиеся структуры, мотивы и сюжеты, но личностная подвижная ценностно-смысловая система координат, которая создает вектор развития для шамана и способствует его самоидентификации.
При написании статьи были использованы общенаучные методы исследования, а также сравнительный, функциональный, структурный, семантический, диахронный анализ, аналогия, анализ полуструктурированных интервью.
Устная речь коми-пермяков как на коми-пермяцком, так и на русском языке содержит выражения с христианскими теонимами. Языковой материал позволяет судить об особенностях этнического сознания, представлениях и верованиях индивидов, в том числе о значимых аксиологических доминантах.
Целью настоящего исследования является определение прагматики выражений (речевых / вербальных единиц, речевых актов) с христианскими теонимами в устной речи коми-пермяков и описание их ценностного смысла относительно религиозных представлений. Для решения исследовательской проблемы используются общенаучные методы, описание, функциональный и аксиологический анализ. Источником для исследования послужила база интервью, собранная в рамках этнографических экспедиций с 1999 по 2023 год. Основная часть респондентов - это женщины старшего поколения, при жизни которых долгие годы религия была под запретом, но они застали многие народные традиции.
По результатам анализа источников установлено, что в устной речи коми-пермяки употребляют разнообразные вербальные формулы с христианскими теонимами. Среди них присутствуют исконно коми-пермяцкие и воспринятые из русского языка. По форме и содержанию они различаются. Это простое упоминание теонима в виде междометия, устойчивые фразеологизмы, импровизационные формулы пожеланий, проклятий, обозначения небесных и погодных явлений, характеристики человека. В рассмотренных выражениях встречаются следующие теонимы: ен (коми-пермяцкая номинация небесного Бога), Бог, Боже, Господь, Богородица, ангел, Егорий, Илья-пророк. Изученные вербальные единицы реализуют следующие иллокутивные акты: экспрессивы, экспозитивы, репрезентативы, вердиктивы, императивы, аттрактивы.
Речевые акты с теонимами демонстрируют универсальные представления о боге как создателе природных объектов и явлений, управляющем событиями и действиями людей, покровителе и защитнике человека. Образ бога преимущественно имеет положительную коннотацию, хотя в некоторых примерах звучит недовольство обстоятельствами, на которые он влияет. Сами выражения в речи маркируют предмет разговора как положительно, так и отрицательно или нейтрально.