Архив статей журнала
В условиях стремительного технологического прогресса современные методы анализа трехмерных моделей приобретают все большую важность в сфере портретной идентификации. Данный подход интегрирует достижения в области машинного обучения, 3D-моделирования и биометрической аналитики, открывая новые горизонты для установления личности на основе антропологических признаков внешности.
Настоящая статья посвящена историческому анализу и перспективам совершенствования методов портретной экспертизы на базе трехмерных моделей, выявлению их сильных сторон и ограничений, обсуждению потенциальных сфер практического применения.
Среди специалистов государственных и частных экспертных учреждений наблюдается значительный интерес к использованию указанной технологии для формирования сравнительных образцов в процессе портретной экспертизы, что способствует повышению объективности и визуальной доступности результатов экспертиз.
В целях совершенствования методики портретной идентификации рассмотрены современное состояние технологии производства экспертизы, требования к средствам и методам ее проведения. Изучены особенности взаимодействия специалистов в области анализа цифровых изображений, указано на необходимость дополнения существующей методики биометрическими и интеллектуальными технологиями, отмечена важность включения в процедуру исследования приемов анализа цифрового носителя портретной информации с целью выявления как его собственных характеристик, так и параметров образования, хранения и изменения информации на нем. Акцентируется внимание на одном из важных аспектов портретной идентификации – комплексе признаков внешности человека и его расширении за счет использования динамических признаков, получаемых в результате применения математических методик сравнения. Показано, что решение задач, связанных с идентификацией человека, в дальнейшем должно проводиться путем сравнения всего комплекса признаков его внешности – как собственных, так и сопутствующих анатомических характеристик. Кроме традиционных «качественно-описательных» методов исследования необходимо использовать объективные аналитические методы, биометрическое распознавание, искусственный интеллект, важно привлекать специалистов из смежных экспертных областей для разработки методов экспресс-диагностики фактов, специфичных для исследования цифровых портретов.
В настоящее время в связи с социальными и научно-практическими метаморфозами, особое внимание уделяется проблемам дифференциации специальных знаний судебного эксперта и специалиста, а также результатам их деятельности (заключениям эксперта и специалиста). Этому способствует и относительно нечеткая регламентация законодательной конструкции, и ее весьма произвольная интерпретация в правоприменении. Сложившуюся судебно-следственную практику использования данных институтов в судопроизводстве нельзя признать в полной мере отвечающей букве закона и задачам правосудия.
На основе анализа норм законодательства, положений доктринальных источников и судебной практики проанализированы критерии разграничения компетенции специалиста и эксперта, а также подготавливаемых ими процессуальных документов. Авторы отмечают широко распространенную в правоприменении подмену понятий и содержательной составляющей специальных знаний судебного эксперта и составляемого им заключения на основе результатов судебно-экспертного исследования, с одной стороны, и специальных знаний специалиста и его заключения, подготавливаемого на их основе, но без проведения исследования, – с другой. Упорядочены и систематизированы рассматриваемые источники доказательственной информации в соответствии с нормативной регламентацией.
Предложены варианты дефинитивных норм, раскрывающих содержание и цель судебной экспертизы, специальных знаний специалиста, а в качестве единой основы для отраслевого процессуального законодательства внесены рекомендации, направленные на унификацию правоприменения в области использования специальных знаний в судопроизводстве.
Рекомендовано разграничивать «специальные знания» на: «специальные знания специалиста», «специальные знания судебного эксперта», «специальные знания по экспертной специальности (указывается конкретная экспертная специальность)». Например, специальные знания специалиста представляют собой систему теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки, техники, искусства, ремесла, которые приобретаются путем получения высшего образования и практического опыта в определенной сфере социально-правовой деятельности (использования специальных знаний специалиста, связанной с обеспечением потребностей судопроизводства). Необходимо также создание Системы добровольной сертификации компетентности судебных экспертов и специалистов на базе Российской федеральной палаты судебных экспертов, в рамках которой будет проводиться добровольная сертификация компетентности специалистов, привлечение которых востребовано при отправлении правосудия.
Сведения о специалистах, сертифицированных в качестве лиц, обладающих специальными знаниями специалиста (специалистах-почерковедах, специалистах-строителях и т. д.) должны быть размещены в Реестре судебных экспертов и специалистов для обеспечения потребностей судопроизводства на официальном сайте Российской федеральной палаты судебных экспертов. Формирование четких правил и критериев для привлечения лиц, обладающих специальными знаниями специалиста, при осуществлении правосудия, неукоснительное соблюдение законодательства относятся к важным составляющим вынесения правового и справедливого решения по делу.