ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Архив статей журнала

КРЕСТЬЯНЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТА ПОРЕФОРМЕННОГО УЕЗДНОГО ГОРОДА: ЧИСЛЕННОСТЬ, СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОСЛОВНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ (ПО МАТЕРИАЛАМ Г. КОЛОМНЫ) (2024)
Выпуск: № 3 (55) (2024)
Авторы: ВАТНИК НИСОН СЕМЕНОВИЧ, СОЗА ЛИЛИЯ НИСОНОВНА

В статье рассмотрено положение крестьян в уездной Коломне Московской губернии второй половины XIX - начала XX вв. Архивные материалы по теме представлены делопроизводственной документацией и статистикой, извлеченной из фондов Коломенского уездного полицейского управления, Московского губернского статистического комитета и Московской казенной палаты Центрального государственного архива Москвы. Введенные впервые в научный оборот неопубликованные источники, дополненные данными статистики и Первой всеобщей переписи населения 1897 года, дали возможность: а) выявить изменения в численности крестьянского населения в Коломне, б) рассмотреть внутрисословную миграцию, в) определить экономическую деятельность представителей сельских сословий, а также г) рассмотреть владение недвижимостью крестьянами в уездной Коломне. Установлено, что в пореформенное время происходило увеличение количества крестьян в городе за счет притока мигрантов из соседних уездов и губерний. Анализ материалов Первой всеобщей переписи населения 1897 г. показал, что выходцы из сельской местности составляли половину горожан. Изучена хозяйственная деятельность крестьянского населения, определены ее основные виды. Проживавшие в Коломне представители сельских сословий заполняли выгодные экономические ниши: являлись владельцами мелких фабричных заведений, постоялых дворов, «рейнских» погребов, трактиров, харчевен, ресторанов. В своей деятельности они приближались к мещанам, занимаясь также лавочной и мелочной торговлей или ремеслом на основании купленных промысловых свидетельств, обеспечивая горожан товарами повседневного спроса и услугами. Выявлено, что наиболее успешные крестьяне стремились обзавестись недвижимостью для расширения торгового/ремесленного заведения или производства, создания комфортных условий проживания, а также, используя экономическое и общественное влияние, повысить собственное социальное (сословное) положение и стать мещанами или купцами.

Сохранить в закладках