ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Архив статей журнала

ВЗГЛЯД НА РОССИЮ И РУССКИХ СКВОЗЬ ПРИЗМУ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОГО ФИКЦИОНАЛЬНОГО ТЕКСТА (2024)
Выпуск: № 2 (54) (2024)
Авторы: АМЗАРАКОВА ИРИНА ПЕТРОВНА, КУЛЬПИНА ЛАРИСА ЮРЬЕВНА, МАЙНАГАШЕВА ИРИНА СЕМЕНОВНА

В статье рассматривается рецепция России и русских в немецкоязычном художественном дискурсе. В работе представлен обзор исследований образа России за последние два десятилетия, выявлены различия в отражении образа России в художественном дискурсе на примере художественно-публицистических и фикциональных текстов. Обобщены факторы, определяющие образ России в общественном сознании зарубежом. Цель статьи - показать особенности отражения образа России в художественных произведениях интерлингвокультурных авторов, авторов-трансмигрантов и авторов - выходцев из ГДР, тех, кто так или иначе сталкивался с русскими (советскими) людьми и / или реалиями. В исследовании используется дискурсный подход, позволяющий учитывать широкий контекст создания речевого произведения и условий его восприятия. Обосновано использование понятий интерлингвокультурной языковой личности и транскультурной литературы. Эмпирическим материалом послужили произведения немецкоязычной литературы, изданные в Германии с 1997 по 2021 годы. Методом сплошной выборки из немецких художественных произведений составлен корпус фрагментов текста, которые подвергнуты интерпретационному и сравнительному анализу. В заключение делается вывод об изменении образа страны в зависимости от времени и условий создания текста, установлены параметры различий в представлении образа страны в художественном и институциональном дискурсе, выявлены тематические блоки и языковые средства репрезентации образа России и русских в современном немецком художественном дискурсе. Анализ образа России в иноязычных фикциональных текстах и средств его языковой актуализации способствует развитию межкультурной компетенции и самоидентификации. Результаты исследования могут быть использованы в курсах межкультурной коммуникации, журналистики, в преподавании языковых дисциплин филологического профиля.

Сохранить в закладках