Архив статей журнала
Статья посвящена вопросам образования, связанным с воспитанием гуманистической личности, развитием духовно-нравственных ценностей студентов технических вузов в процессе обучения. Актуальность темы исследования обусловлена спецификой социально-экономического развития и морально-психологического состояния населения страны в условиях цифровизации общества, а также недостаточной изученностью проблемы гуманизации и гуманитаризации инженерного образования в современных условиях глобальной цифровизации. Цель исследования - постановка и обоснование проблемы совершенствования социогуманитарной подготовки будущих инженеров с учетом современных тенденций и особенностей процесса цифровой трансформации экономики и общества.
Для достижения поставленной цели с позиций гуманистического и системного подходов обосновывается объективная необходимость модернизации системы инженерного образования с целью обеспечения качественной конвергенции ее гуманитарной и технической составляющих. Процессы гуманизации и гуманитаризации рассмотрены как важные ориентиры модернизации инженерного образования в современных условиях технологических преобразований и масштабного внедрения цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека. На основе теоретического и сравнительного анализа научной литературы, обобщения и интерпретации результатов работ отечественных и зарубежных авторов раскрыта суть смежных, но не идентичных понятий «гуманизация» и «гуманитаризация» образования; проведен сопоставительный анализ образа «античного инженера» и «современного инженера»; обоснована необходимость переориентирования мышления будущих инженеров с целью преодоления его одномерности посредством популяризации в технических вузах гуманитарного знания и создания условий, располагающих к раскрытию творческого потенциала, самопознанию и самореализации личности; выявлены риски и неблагоприятные последствия, возникающие в связи с активным распространением цифровых технологий.
Сделан вывод о том, что в условиях цифровизации общества реализация гуманитарной составляющей технического образования является значимым и неотъемлемым элементом фундаментальной подготовки будущих инженеров. Результаты исследования могут быть применены при проектировании современных гуманитарно и личностно-ориентированных моделей инженерного образования.