Архив статей журнала
Психологические проблемы безопасности в современном мире приобрели крайне высокую актуальность в связи с нарастанием спектра угроз, присутствующих в социокультурной среде. Исследования по проблемам психологической безопасности образовательной среды и ее субъектов являются одним из направлений достижения цели, поставленной указом президента В. В. Путина о национальных целях развития России до 2030 года.
Цель данной публикации — проанализировать историю, современное состояние и перспективы развития данного направления в психологии образования и других направлениях психологических исследований.
Дизайн исследования. Начало исследований в данном направлении было положено в конце XX века, и они активно продолжаются сегодня. В 2003 году нами была разработана и защищена концепция психологической безопасности образовательной среды, методика ее оценки и технологии создания, которые до сих пор служат ориентиром новых теоретических и практических разработок.
Результаты. На основании анализа научной литературы нами утверждается, что именно безопасная образовательная среда поддерживает состояние психологической безопасности человека. Безопасность означает наличие определенных условий, необходимых для жизни, развития и деятельности. Образовательная среда есть совокупность условий, в которых происходит формирование и развитие человека на протяжении всего жизненного пути. Современный обучающийся взаимодействует со множеством социальных сред: семейной, уличной, средой средств массовой информации, интернет-средой, образовательной средой школы и организаций дополнительного образования и т. д.
Вывод: из перечисленных сред только образовательная может иметь полный социальный контроль со стороны общества, и именно она создается профессионалами, работающими в педагогической системе.
В статье изложены результаты исследования влияния травматических переживаний на психологическую безопасность личности обучающихся. Испытуемые – 70 студентов (21 юношей и 49 девушек) колледжа Белгородской области. В ходе исследования выявлено, что обучающиеся, пережившие травматические события, чаще всего связывают с опытом пребывания в зоне военных действий и смертью близкого человека. Среди наиболее выраженных у студентов критериев травматических переживаний оказались критерий С (избегание стимулов), D (возрастающее возбуждение), В (повторяющееся воспроизведение травматического события). Девушки в сравнении с юношами более подвержены негативным последствиям стресса. Результаты корреляционного анализа подтвердили гипотезу о том, что травматические переживания нарушают психологическую безопасность личности, включая все ее структурные компоненты: морально-волевую урегулированность (нормативность), стратегии совладания со стрессовыми ситуациями, ценностно-смысловой фактор и посттравматический рост. На психологическую безопасность девушек наиболее сильное влияние оказывает симптом нарушения функционирования важных сфер жизни (критерий F), а юношей – повторяющиеся воспоминания о травме (критерий В), постоянное возрастающее возбуждение (критерий D) и немедленное реагирование на травматическое событие (критерий А).