Архив статей журнала
В связи с массовым развитием Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» особую актуальность приобретают исследования личностно-психологических характеристик воспитанников юнармейских отрядов. В статье в сравнительном плане рассматриваются особенности эмоционально-личностных характеристик воспитанников военно-патриотических клубов и юнармейских отрядов и подростков, не участвующих в данном движении. В исследовании (N = 45) приняли участие юноши в возрасте от 15 до 16 лет, в их числе юнармейцы (N = 23) и старшеклассники общеобразовательной организации (N = 22). В исследовании использовались тест школьной тревожности Филлипса, методика диагностики мотивации к учебе и эмоционального отношения к учению Спилбергера-Андреевой, методика диагностики психологической безопасности личности И. И. Приходько. Выявлено, что у подростков, занимающихся в юнармейских отрядах, в сравнении с подростками из общеобразовательной организации, отмечается более низкий уровень школьной тревожности и повышенная познавательная активность. Результаты проведенного исследования расширяют представления о психологических особенностях развития юнармейцев и повышают возможности для осуществления адресного психологического сопровождения подростков на этапе адаптации в юнармейском отряде.
Изучаются особенности взаимосвязи школьной тревожности и факторов психологической безопасности образовательной среды.
Испытуемые: 40 человек. 1-я группа — 20 мальчиков, средний возраст 14 лет. 2-я группа — 20 девочек, средний возраст 14 лет.
Методы: методика диагностики школьной тревожности Р. Филлипса, «Шкала личностной тревожности для учащихся 10–16 лет» А. М. Прихожан, опросник «Психологическая безопасность образовательной среды (ПБОС)» Г. С. Кожухарь и В. В. Коврова, U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ при помощи коэффициента корреляции Спирмена.
Результаты: сравнительный анализ показал, что переживание социального стресса и самооценочная тревожность более выражены в группе девочек. Достоверные различия не были выявлены в уровнях психологической безопасности образовательной среды. Корреляционный анализ демонстрирует взаимосвязь межличностной, школьной и самооценочной тревожности с факторами психологической безопасности образовательной среды.
Выводы: уровень тревожности негативно связан с удовлетворенностью образовательной средой; в свою очередь, это ведет к увеличению проблем и страхов во взаимоотношениях с учителем и к сложностям самовыражения (у мальчиков). У девочек уровень тревожности также отрицательно связан с удовлетворенностью образовательной средой, и проявляется это в страхе проверки знаний и социальном стрессе. Существует гендерно-зависимая корреляции между тревожностью школьников и показателями психологической безопасности образовательной среды. Для преодоления проблем, связанных с повышением уровня тревожности у школьников, необходимо обеспечивать высокий уровень безопасности образовательной среды.