Архив статей журнала

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ТРУДАХ П. Ф. ЛЕСГАФТА (2024)
Выпуск: Т. 7 № 2 (2024)
Авторы: Потапова Анна Анатольевна

Резюме: в статье отражены результаты теоретического анализа идей П. Ф. Лесгафта о психолого-педагогических принципах гармоничного развития личности ребенка. Актуальность исследования обусловлена дезгармонизацией в развитии физической, нравственной и умственной составляющих личности у современных детей. Наибольшее развитие у подрастающего поколения получает интеллектуальная сфера при недостаточном внимании к другим областям. В связи с этим, возрождение основных положений концепции великого ученого-гуманиста становится особенно значимым. Цель настоящего исследования заключается в выделении и содержательном наполнении принципов педагогики и психологии, содержащихся в концепции П. Ф. Лесгафта, в аспекте гармоничного развития личности ребенка. Задачи исследования: проанализировать основные положения теории П. Ф. Лесгафта, определить принципы гармоничного развития личности ребенка, лежащие в основе его концепции, соотнести выделенные принципы с принятыми в настоящее время принципами педагогики и психологии. Основным методом исследования стал теоретический анализ и обобщение материалов, изложенных в работах П. Ф. Легсафта, а также анализ исследований, посвященных изучению наследия ученого в аспекте обозначенной проблематики. В заключении статьи представлены обобщенные выводы. Установлено, что основными психолого-педагогическими принципами гармоничного развития личности ребенка, с точки зрения П. Ф. Лесгафта, являются следующие принципы: целостного системного подхода к развитию психики, сознательности, активности, постепенности, последовательности, наглядности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, единства воспитательных воздействий, гуманизма.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В АСПЕКТЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ (2024)
Выпуск: Т. 7 № 4 (2024)
Авторы: Быкова Ольга Николаевна

В настоящей статье отражены результаты экспериментального исследования, посвященного изучению особенностей структурных компонентов самосознания у детей 5-6 лет в аспекте детско-родительских отношений. Обращение к обозначенному вопросу сопряжено с наличием значимых деформаций в системе детско-родительских отношений, фиксируемых в последние десятилетия в современных семьях, которые негативным образом отражаются на личностном развитии подрастающего поколения. Особо значимым в данном вопросе является дошкольный период, когда происходит становление фундаментальных основ личности ребенка, прежде всего, возможностей осознания им своего Я. В то же время, несмотря на возросшую актуальность обозначенной проблематики, можно констатировать, что она не окончательно решена. Цель исследования - выявить особенности структурных компонентов самосознания у детей 5-6 лет в аспекте детско-родительских отношений. Методами исследования являются теоретический анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, методы их интерпретации. Результаты исследования: в ходе экспериментального исследования была подтверждена гипотеза о том, что особенности структурных компонентов самосознания у детей 5-6 лет в аспекте детско-родительских отношений заключаются в следующем: гармоничные отношения между родителями и ребенком в семье способствуют формированию у него более высокого уровня «Я-образа», притязания на признание, чувства половой принадлежности, ощущения себя во времени, понимания своих прав и обязанностей по сравнению с дисгармоничными.

Сохранить в закладках