В рецензии рассматривается монография А. В. Кузнецова «Западносибирская контркультура 1980—1990-х годов как социокультурный феномен». Показывается уникальность данной книги в общем контексте вышедших за последнее время книг о западносибирской локальной рок-сцене и отдельных наиболее ярких её представителях; уникальность эта заключается в ярко выраженной социологокультурологической направленности, и именно в научном, в исследовательском аспекте и социологии, и культурологии, точнее даже — исторических социологии и культурологии. Такой междисциплинарный по сути своей подход позволяет автору монографии предложить целостное осмысление неординарного для истории отечественной культуры явления, увидеть объект своего исследования — западносибирскую контркультуру — с разных сторон, показать различные аспекты её существования в последние два десятилетия двадцатого века, а в некоторой степени — и в веке двадцать первом; делается всё это через систематизацию, обобщение и осмысление многочисленных и разнообразных по сути своей фактов, связанных с русским (прежде всего — с западносибирским) роком в контркультурном плане, и через наглядный показ того, в каких направлениях можно двигаться дальше в изучении столь нетривиального и многоуровневого материала.
В статье соотносятся содержащий ремарку с указанием на звук лопнувшей струны эпизод из второго действия комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад» и фрагмент из песни В. С. Высоцкого «Сказка о несчастных сказочных персонажах». Основанием для соотнесения становятся упоминания птиц: у Чехова это цапля и филин, у Высоцкого – выпь и тоже филин. В «Вишнёвом саде» персонажи в точно обозначенном в ремарке звуке лопнувшей струны услышали совершенно другие звуки, среди источников которых оказались упомянуты как раз цапля и филин. В песне Высоцкого звуки, издаваемые то ли выпью, то ли филином, оказались не то причиной того, что у Ивана-дурака на душе стало тоскливо, не то знаком этого состояния. Сходство двух эпизодов из двух произведений, таким образом, оказалось обусловлено не только указанием на одинаковые названия птиц (выпь — это разновидность цапли), но и сходство состояния персонажей в их реакции на эти звуки. В числе прочего рассматривается заглавный для песни Высоцкого мотив несчастья в проекции на упоминание несчастья Фирсом в эпизоде с лопнувшей струной у Чехова. В результате показывается, что соотнесение двух эпизодов способствовало смысловому взаимообогащению двух текстов: в пародийно-ироничной песне Высоцкого актуализировалось драматическое настроение, а в пьесе Чехова актуализировался комический план, загадочно заявленный жанровым подзаголовком