Архив статей журнала
Актуальность темы исследования определяется неизбежностью и разнообразием кризисов в жизни человека.
Отмечена роль межличностных отношений, как одного из механизмов переживания и преодоления жизненных кризисов. В качестве одного из факторов, оказывающих влияние на межличностные отношения, обозначен механизм аффилиации.
Представлен анализ теоретических подходов к пониманию данного феномена, к его определению.
Отмечено, что проблематика аффилиации, и, в частности, роль аффилиации в переживании стрессовых ситуаций, жизненных кризисов не является в настоящее время достаточно разработанной. Отмечен значительный теоретический и прикладной потенциал исследования мотива аффилиации в контексте переживания жизненных кризисов.
Представленное исследование направлено на анализ изменений выраженности потребности аффилиации при переживании личностью жизненных кризисов.
В исследовании проверялась гипотеза о взаимосвязи уровня выраженности потребности аффилиации и временной дистанции между актуальным жизненным периодом и местом кризисного события в темпоральном пространстве жизненного пути личности.
Представлены данные контент-анализа из 390 определений, которые были использованы респондентами для описания кризисных событий в своей жизни. На основе содержательного анализа выделены преобладающие семантические единицы, описывающие центральную проблему жизненного кризиса респондентов.
Установлено, что наиболее остро переживаются сложные обстоятельства, связанные с профессиональной деятельностью; события, связанные со сложностями в семейных отношениях; переменами в жизни; событиями, связанными с проведением СВО; острые финансовые затруднения; болезнь близкого человека.
Обозначены специфичные темпоральные диапазоны переживания кризисных событий. Проведена диагностика состояния потребности в аффилиации, на основании которой совокупная выборка дифференцирована на подгруппы с высоким, средним, низким уровнями стремления к принятию.
Проведено сравнение уровня аффилиации у респондентов с разной темпоральной характеристикой переживаемых жизненных кризисов.
Отмечена динамика потребности к принятию в зависимости от темпоральных показателей кризисных событий. По мере возрастания остроты переживаемого жизненного кризиса вероятность снижения потребности в аффилиации возрастает. Чем ближе по времени кризис, тем меньше сформирована потребность в аффилиации.