Архив статей журнала
Внимание авторов направлено на выявление ресурсов, форм, практик, мест формирования и реализации, мер государственной поддержки досуговых солидарностей сельской молодежи Краснодарского края.
Теоретические контуры исследования обозначены концепцией пространственной солидарности, реализующейся в повседневных взаимодействиях представителей различных локальных сообществ (S. Oosterlynck), интерпретацией молодежных культурных практик сквозь призму солидарного подхода (Е. Л. Омельченко), сфокусированного на внутри- и межгрупповых коммуникациях, способствующих формированию коллективных идентичностей в молодежных общностях.
Аналитическая оптика современных социологов фокусируется не только на макроуровне конструирования доминирующих структурных форм солидарности в границах национальных государств, но и на микроуровне достижения социальной сплоченности реляционных мест (рабочих, досуговых, образовательных, жилищных пространств).
Дизайн исследования задан экспликацией солидарности как совокупности социальных практик, основанных на взаимозависимости, встречах, общих ценностях, обмене различными ресурсами, осуществляемых в повседневных досуговых пространствах молодыми жителями сельских сообществ.
Прикладное исследование строилось на основе стратегии смешивания качественных и количественных методов (анкетный и экспертный опросы, интервью). В 2022-2023 гг. проводилось анкетирование сельской молодежи Кубани (N = 98, N =103), в 2023 г. - интервьюирование экспертов (N = 6) и школьников (N = 6), проживающих в неурбанизированных районах региона.
Места конструирования молодежной сплоченности обозначены как дом, социальные сети, досуговые учреждения; выделены две формы молодежных солидарностей: прямая/восходящая и косвенная/нисходящая.
Установлены барьеры, препятствующие развитию молодежных досуговых солидарностей в сельских районах: нехватка кадровых ресурсов, слабое материально-техническое оснащение объектов культурно-досуговой сети, отсутствие инновационных креативных культурно-досуговых площадок.
Описаны меры государственной поддержки повседневных культурных молодежных пространств в сельских поселениях Краснодарского края.
В условиях современных политических и общественных трансформаций все более необходимым для многих людей становится поиск понятной системы координат и значимого набора ориентиров. Локальная идентичность как чувство сопричастности человека с местом его проживания способна формировать субъектность местных сообществ, которые включаются в решение задач по развитию территории.
Процесс самоидентификации личности на локальном уровне имеет ключевое значение в контексте формирования мотивации к решению общественно значимых проблем территории и определения ориентиров развития локального сообщества.
Цель настоящей статьи -определить и описать субъекты политики идентичности на локальном уровне и оценить их ресурсный потенциал.
Доказано, что политика идентичности на локальном уровне отличается многосубъектным характером. В качестве субъектов выступают органы местного самоуправления, бизнес-сообщество и предприниматели, партии и общественно-политические движения, этнические сообщества и диаспоральные объединения, СМИ и блогосфера, культурно-просветительские сети (культурные и образовательные учреждения), лидеры сообществ, гражданские организации/объединения, религиозные организации.
Субъекты политики идентичности на локальном уровне обладают набором ресурсов, которые определены автором в следующие группы: концептуальные, кадровые, организационно-управленческие, материально-финансовые, информационные, символические и сетевые.
Определено, что в сельских сообществах весомый вклад в реализацию политики идентичности вносят культурно-просветительские сети, лидеры сообществ и диаспоральные объединения; для городских территорий значимым субъектом также являются СМИ, при этом этнические сообщества в качестве активного субъекта политики идентичности встроены в меньшей степени.