Архив статей журнала
Введение. В статье характеризуется религиозный дискурс Отца Иоанна Кронштадского в единстве аргументативного и концептуального аспектов, обосновывается гипотеза о том, что интегративное описание дискурса выявляет механизм взаимодействия языка и мышления как на уровне актуализации концепта, так и на уровне аргументации. Цель: выявить лингвоаргументативный потенциал дискурса «Уроков христианской жизни» посредством трехчастной актуализации концепта «Сердце».
Материалы и методы. Материалом для статьи послужил сборник проповедей и поучений на церковные праздники «Уроки христианской жизни». В работе использован комплекс методов анализа: сплошной выборки, аргументативный, концептуальный, интерпретативный, дискурсивный, семантико-стилистический. Результаты исследования, обсуждения. В ходе анализа нами установлен основной концепт исследуемого дискурса - «Сердце», выделены три уровня репрезентации концепта - понятийный, образный, ценностный; для каждого уровня концепта выделены и описаны соответствующие аргументативные средства.
Заключение. Дискурсообразующим концептом в исследуемом тексте выступает концепт «Сердце», с которым сопряжен лингвоаргументативный потенциал дискурса отца Иоанна Кронштадтского. Каждому уровню концепта соответствуют определенные аргументативные средства. Утверждение положительных ценностей посредством отрицания негативных ценностей (argumentum a contrario) - частый прием в рассуждении Отца Иоанна. Лингвоаргументативный потенциал представлен различными речевыми жанрами (добрый совет, призыв к милосердию, предупреждение, наставление, совет-инструкция), в которых концепт «Сердце» фигурирует в качестве доминантного компонента. Отличительная черта пафоса религиозного дискурса - иное осмысление понятия «убеждение»: акт внушения эксплицируется с необходимостью как внутрисубъектный акт, релевантно реализуемый благодаря концепту «Сердце».