Архив статей

"ПИСЬМА ВО ВЛАСТЬ" КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОСПРИЯТИЯ СОВЕТСКИМ НАРОДОМ ГЛАСНОСТИ В 1986-1991 ГГ. (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Суданц Борис Маратович

В статье анализируется отношение советских граждан к гласности на основе «писем во власть». При изучении поставленной проблемы применялся метод сюжетной типологизации. Источниковой базой работы стали письма из фонда «Подотдела писем общего отдела ЦК КПСС (1953-1991 гг.)» - Ф. 100 Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ). Хронологические рамки исследования охватывают период с 1986 по 1991 г. В 1985 г. политическим руководством придавалось невысокое значение гласности. Данную концепцию понимали как вспомогательную опцию для лучшего информирования населения о происходящих реформаторских процессах в стране. В 1986-1987 гг. М. С. Горбачев подверг гласность существенным метаморфозам. Теперь она связывалась с критикой, самокритикой партийных чинов, а также низовым надзором за номенклатурой. Трансформация политики привлекла внимание масс. Высшие органы власти получили множество писем с критикой морально разложившейся бюрократии, которая мешает проводить реформы, в том числе и политику гласности. Народ поддержал строгую линию партии на разоблачение административных кадров. Тем не менее на протяжении всего 1987 г. в концепцию гласности привносится радикальное содержание, направленное на деконструкцию уже советского прошлого. Центральной фигурой обличительного курса стал И. В. Сталин. Граждане были возмущены безапелляционной критикой сталинского периода. Население быстро отреагировало валом писем в ЦК КПСС. В этих обращениях были видны две новые тенденции. Авторы писем первой тенденции все еще положительно отзывались о гласности, предлагали не нарушать ее принципы. Таким образом, адресанты использовали завоевания гласности, защищая собственные убеждения и идеалы. Вторая тенденция заключалась в бескомпромиссном отторжении проводимой политики. Она была еще слабой и редкой в письмах, однако благодаря радикальной политике власти появились условия для ее развития. В 1988-1990 гг. первая тенденция выражалась во многих формах, отстаивающих личные интересы или принципы граждан. В целом за эти три года положительное отношение к гласности сохранялось в менталитете советского народа, ее осознанно использовали в качестве щита от нападок СМИ и партийной бюрократии. Необратимые изменения в восприятии произошли в 1991 г, когда правящая партия утратила контроль над проводимыми преобразованиями, а оппозиционные силы трансформировали политику гласности в неограниченную свободу слова. На последовавший напор разоблачающих советский режим критических дискуссий граждане отреагировали агрессивно. В письмах за 1991 г. уже встречаются предложения ввести чрезвычайное положение и свернуть идущие реформы. Таким образом, в сознании советского народа окончательно укрепилась негативная тенденция, ставшая концом политики гласности.

Сохранить в закладках
"НАСЛЕДНИК", "МАСКА", "ВОЗМУТИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ": ОБРАЗЫ ПОЛИТИКОВ ПЕРИОДА ПЕРЕСТРОЙКИ В СССР 1985-1991 ГГ. ПО СТРАНИЦАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕЧАТИ ИЗ ФОНДА Н. И. РЫЖКОВА В РГАСПИ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Никифоров Юрий Сергеевич

В статье имеет место обращение к персональному измерению новейшей отечественной истории - эпохе перестройки в СССР в свете архивных документов. Анализируемый архивный документ представляет собой реферат двух статей в зарубежной периодической печати, переведенный на русский язык. С одной стороны, представлены выдержки из французского общественно-политического журнала «Экспресс» за 1989 г. С другой стороны, имеются выдержки из статьи «Следите за Рыжковым», опубликованной в английской газете «Форин рипорт» (от 14 сентября 1989 г.). В исследовании использованы такие методы исторической науки, как нар- ративный, сравнительно-исторический и историко-типологический. Теоретико-методологической основой публикации является «биографический поворот» в историографии и «новая биографическая история» («новая биографика»), которая активно развивается в современной отечественной и зарубежной историографии. Анализируются образы политических деятелей периода перестройки в СССР, представленные в оценках зарубежных наблюдателей и аналитиков английской и французской прессы. В центре внимания находятся аналитические описания таких важнейших политиков эпохи М. С. Горбачева, как Ю. Н. Афанасьев, Б. Н. Ельцин, В. А. Крючков, Е. К. Лигачев, А. И. Лукьянов, Н. И. Рыжков, А. Н. Яковлев, и других. Фрагменты французской и английской статей переведены на русский язык для личного ознакомления Н. И. Рыжкова. Изучаемый архивный документ, который впервые вводится в научный оборот, отложился в фонде бывшего председателя Совета министров СССР Н. И. Рыжкова (Ф. 653) Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). Выявлено, что зарубежные наблюдатели и аналитики крайне тенденциозно оценивали советских государственных деятелей накануне распада СССР. Образы советских политиков конструируются в анализируемом источнике посредством применения оригинальных художественных средств, включая метафоры, олицетворения, эпитеты, аллегории, исторические аналогии. Установлено, что на фоне других политических деятелей наиболее позитивных оценок удостаивается Н. И. Рыжков. Для зарубежных наблюдателей и аналитиков характерна публицистическая манера подачи образов советских политических деятелей. Констатируется субъективность и оригинальность оценок и описаний зарубежных наблюдателей, представленных в анализируемом источнике. Ценность документа заключается в возможности использования оригинального источника для построения историко-биографического исследования исторических деятелей конца советской эпохи.

Сохранить в закладках