В статье рассмотрен исторический источник - архивный документ, включающий в себя выступление Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева, сделанное им по поводу государственных закупок зерновых культур в регионе 27 августа 1972 г. на VII пленуме Алтайского краевого комитета партии в г. Барнауле. Целью статьи стала характеристика и публикация документального источника, выявленного в архивном фонде А. Н. Невского (Р.-1808) в Государственном архиве Алтайского края (ГААК). Исследование посвящено недостаточно изученным вопросам развития советской экономики - взаимоотношениям между государством и непосредственными сельхозпроизводителями на рубеже 1960-1970-х гг. Источник позволяет уточнить представление о вмешательстве партийных руководителей в установление плановых показателей. Содержательно документ интересен также тем, что Л. И. Брежнев дает оценку практически всем основным направлениям экономической политики советского государства, не ограничиваясь при этом только аграрной. Отдельное место в документе уделено проблемам в основных хлебопроизводящих регионах европейской части РСФСР. Чтобы предотвратить проблемы с продовольствием и фуражом, предполагалось существенно повысить хлебозаготовки в азиатской части страны. Автор статьи приходит к выводу, что в качестве инструментария увеличения государственных закупок зерновых выступили повышенные социалистические обязательства, предусматривающие сверхплановую хлебосдачу. Внеплановый приезд лидера советского государства во время своего отпуска и его выступление ставили своей целью оказать давление на региональную элиту Алтайского края и добиться от региона выполнения не только плановых, но и сверхплановых закупок зерновых культур. Пикантность ситуации связана с тем, что в документах Алтайского крайкома КПСС текст данного выступления отсутствует и сам Л. И. Брежнев запретил вести стенограмму. После визита Генерального секретаря край посещал министр сельского хозяйства РСФСР Л. Я. Флорентьев. Итогом его визита стало дополнительное повышение нормативов по сдаче государству зерновых культур. В 1970-е гг. государство полностью отказалось от провозглашенных ранее принципов неизменяемости плановых показателей. Позже это стало одной из причин снижения темпов сельхозпроизводства и нарастания проблем в аграрном секторе. Публикуемый архивный источник интересен как российским историкам-аграрникам и экономистам, так и зарубежным ученым, специализирующимся на истории аграрного развития СССР во второй половине ХХ в. Документ представляет собой еще один важный элемент в изучении аграрной истории СССР и ее регионов в позднесоветский период.
В статье вводятся в научный оборот и анализируются архивные справки-таблицы с данными о развитии золотодобывающей промышленности Главного управления строительства Дальнего Севера Наркомата внутренних дел СССР (Дальстрой НКВД-МВД СССР)в преддверии Второй мировой войны и в первые послевоенные годы (1938-1948). Они содержат информацию о динамике добычи золота, технико-экономических показателях предприятий, процессах механизации производства, объемах капитальных вложений и др. Публикуемые документы раскрывают постепенное истощение богатых россыпных месторождений, снижение среднего содержания золота в песках. Отмечается значительный рост масштабов вскрышных работ и объемов промывки песков. Проанализирована динамика добычи шлихового и рудного золота, развитие производства на фабриках полного цикла. Особое внимание уделено периоду Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Наблюдается резкое сокращение капитальных вложений в развитие Дальстроя, объемов грузоперевозок и поставок важнейших видов оборудования. Отмечена способность отрасли функционировать и обеспечивать производство стратегического металла в сложных условиях военного времени. Исследованы высокие темпы механизации производства в послевоенный период, технического перевооружения Дальстроя, увеличения парка техники. Фиксируется рост производительности труда на всех этапах горных работ. Выявлены проблемы с поставками оборудования для нужд отрасли в послевоенные годы. Подчеркнута способность Дальстроя расширять масштабы добычи благодаря росту капитальных вложений, внедрению новых технологий. Публикуемые документы содержат уникальную статистическую информацию о технико-экономических параметрах золотодобычи Дальстроя в 1938-1948 гг. и позволяют комплексно оценить тенденции развития золотодобывающей отрасли в сложных экономических условиях военного времени.
В статье имеет место обращение к персональному измерению новейшей отечественной истории - эпохе перестройки в СССР в свете архивных документов. Анализируемый архивный документ представляет собой реферат двух статей в зарубежной периодической печати, переведенный на русский язык. С одной стороны, представлены выдержки из французского общественно-политического журнала «Экспресс» за 1989 г. С другой стороны, имеются выдержки из статьи «Следите за Рыжковым», опубликованной в английской газете «Форин рипорт» (от 14 сентября 1989 г.). В исследовании использованы такие методы исторической науки, как нар- ративный, сравнительно-исторический и историко-типологический. Теоретико-методологической основой публикации является «биографический поворот» в историографии и «новая биографическая история» («новая биографика»), которая активно развивается в современной отечественной и зарубежной историографии. Анализируются образы политических деятелей периода перестройки в СССР, представленные в оценках зарубежных наблюдателей и аналитиков английской и французской прессы. В центре внимания находятся аналитические описания таких важнейших политиков эпохи М. С. Горбачева, как Ю. Н. Афанасьев, Б. Н. Ельцин, В. А. Крючков, Е. К. Лигачев, А. И. Лукьянов, Н. И. Рыжков, А. Н. Яковлев, и других. Фрагменты французской и английской статей переведены на русский язык для личного ознакомления Н. И. Рыжкова. Изучаемый архивный документ, который впервые вводится в научный оборот, отложился в фонде бывшего председателя Совета министров СССР Н. И. Рыжкова (Ф. 653) Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). Выявлено, что зарубежные наблюдатели и аналитики крайне тенденциозно оценивали советских государственных деятелей накануне распада СССР. Образы советских политиков конструируются в анализируемом источнике посредством применения оригинальных художественных средств, включая метафоры, олицетворения, эпитеты, аллегории, исторические аналогии. Установлено, что на фоне других политических деятелей наиболее позитивных оценок удостаивается Н. И. Рыжков. Для зарубежных наблюдателей и аналитиков характерна публицистическая манера подачи образов советских политических деятелей. Констатируется субъективность и оригинальность оценок и описаний зарубежных наблюдателей, представленных в анализируемом источнике. Ценность документа заключается в возможности использования оригинального источника для построения историко-биографического исследования исторических деятелей конца советской эпохи.