Архив статей журнала

Адаптация жителей Крыма в контексте интеграции российского поликультурного общества в условиях новой территориальности* 28 (2024)
Выпуск: № 3 (25), Том 7 (2024)
Авторы: Верещагина Анна Владимировна

Цель исследования: выявить особенности и проблемы адаптации жителей Крыма к современным реалиям в контексте стоящей перед Россией задачи интеграции поликультурного общества.

Эмпирическая база исследования представлена результатами массового опроса, проведенного в Республик е Крым в 2024 году ( N=760 ). При формировании выборки квотно пропорционального типа учитывались такие ключевые параметры, как пол респондента, возраст и местность проживания (городская, сельская). В статье используются также данные фокус группового исследования, проведенного в Республике Крым в октябре 2023 года. Участниками двух фокус групп стали жи тели села и города разных возрастов ( N=11), а также студенты вузов N= 12

Результаты исследования в статье обосновывается, в том числе эмпирическим путем, значимость субъективной интерпретации процесса адаптации в условиях нестабильности, небезопасности, социальной неопределенности, вызванных текущей ситуацией СВО и связанными с ней факторами расширения границ российского государства, затяжного конфликта с западными странами. Основными эмпирическими индикаторами адаптации жителей Крыма в контексте интегра ционных процессов выступают такие, как: самооценка изменений в жизни за последнее время, реализации жизненных планов, общего социального и эмоционально психического состояния и жизненных перспектив, установки на перспективы самореализации в условиях сложив шихся реалий, а также оценка (самооценка) уровня сплоченности российского общества. Результаты исследования продемонстрировали достаточно высокий уровень адаптированности крымчан с точки зрения самооценка жизненных перемен, во многом, связанной с приобретениями материального характера. Материальное благополучие и стабильность в его поддержании (что связано с трудоустройством, повышением квалификации) есть индикаторы адекватной адаптации к «вызовам среды», способствующей позитивному восприятию жизненных перемен и перспектив. Позитивный настрой наблюдается и в отношении перспектив всего российского общества, при том, что высоко интегрированным, сплоченным жители Крыма его не считают, особенно представители молодого поколения.

Перспективы исследования связаны с поиском путей повышения уровня сплоченности российского поликультурного общества, что предполагает необходимость социологической диагностики адаптационных и интеграционных процессов в регионах страны и, особенно, в новых территориях

Сохранить в закладках
Социолог в административной среде вуза: ловушки для исследователя (2024)
Выпуск: № 3 (25), Том 7 (2024)
Авторы: Бабинцев Валентин Павлович, Осипов Александр Михайлович, Серкина Яна Игоревна

В статье рассмотрены особенности социологических исследований в учреждениях современной высшей школы России.

Цель – показать специфику ловушек, возникающих для социолога при проведении исследований в вузах. Ловушки используются в качестве манипулятивных технологий. Ловушки, в которые может попасть социолог, исследующий сферу высшего образования, определяются как негативные ситуации, обусловленные особенностями организации социальной жизни вуза, либо намеренно созданные представителями корпоративного менеджмента, либо явившиеся результатом когнитивной несостоятельности исследователя. Ловушки – индикатор латентного конфликта интересов социолога и бюрократической административной системы.

Результаты и их обсуждение. Рассмотрены три вида ловушек: институциональные (обусловлены спецификой правовой среды и организации жизни вуза, особым клановым позиционированием социологии образования в производстве и распространении социологического знания), манипулятивные (созданные для скрытого управления действиями исследователя), рефлексивные, порождаемые самим социологом вследствие дефицита у него информации или неспособности адекватно ее интерпретировать. Сделан вывод о том, что задача преодоления ловушек должна решаться в контексте общей проблемы социологической безопасности и внедрения в программы профессиональной подготовки социологов в России.

Сохранить в закладках
Post-scriptum к рецензии на учебник (2024)
Выпуск: № 4 (26), Том 7 (2024)
Авторы: ОСИПОВ А. М.

Жанр post-scriptum в нашей социологии, при дефиците в ней дискуссионности, оказывается востребованным, увы [CSB, 2024/4:117-123]. Он позволяет при ограниченности печатной площади или времени среагировать на злободневную ситуацию. Рецензия Е. Е. Суховой на 3-е издание учебника «Социология образования» имеет непростую историю, о которой стоит знать. Рецензия была отклонена «Социологическим журналом» (далее – СЖ) без предложения доработки – на основании анонимной «экспертизы», текст которой журнал сообщил Е. Е. Суховой. Позже он попал к редактору учебника, поскольку пафос «эксперта» – против объекта рецензии. Текст поверхностной, тенденциозной и лживой «экспертизы» – образчик вненаучной цензуры дан ниже, за нею – короткий комментарий.

Сохранить в закладках
Российская семья в эпоху перемен: автономная, неуправляемая, непредсказуемая (2024)
Выпуск: № 4 (26), Том 7 (2024)
Авторы: Верещагина Анна Владимировна

В разделе «Введение: находится ли институт семьи под реальной угрозой?» анализируются текущие реалии функционирования российской семьи, неоднозначно интерпретируемые современными специалистами в области фамилистики, зачастую, в формате катастрофических последствий (гибель семьи как социального института). Анализ данных статистического и эмпирического характера по «болевым» точкам развития российской семьи позволил сформулировать проблему, связанную с поиском альтернативного ответа на вопрос о сути протекающих в пространстве современной семьи процессов и изменений, помимо уже имеющихся в социологической литературе.

В содержательных разделах в виде вопросов о смысловой перезагрузке семьи, ее парадигмальном переходе к модели семьи платформы с описанием ее сущностных характеристик и проблем управления ею традиционно принятыми в российском государстве способами, даются ответы, выводящие на итоговый вывод о том, что наблюдается начало заката семейной цивилизации в том ее виде, в котором привыкли традиционно воспринимать. Однако это не означает гибель семьи. Она меняется в логике глобальных перемен, и эти изменения нуждаются в своевременном научном осмыслении с тем, чтобы повысить эффективность семейной политики и иметь возможность изменить просматриваемые в будущем российской семьи негативные сценарии развития.

Сохранить в закладках
Социально-демографические и стратификационные факторы удовлетворенности досугом (на примере Ростовской области) (2024)
Выпуск: № 4 (26), Том 7 (2024)
Авторы: Исакова Юлия Игоревна

В данной статье представлен анализ влияние социально-демографических и стратификационных факторов на удовлетворенность досугом среди жителей Ростовской области. Автор исходит из предположения, что дифференциация по социальному статусу, полу и возрасту может оказать серьезное влияние на субъективное восприятие удовлетворенности собственным досугом.

Методы. Цель исследования – определить влияние социально-демографических факторов на восприятие индивидом возможностей собственного досуга. Для реализации цели поставлены следующие задачи: выявить влияние пола и возраста на удовлетворенность собственным досугом; определить, как социальный статус респондента влияет на удовлетворенность собственным досугом; установить, оказывает ли влияние места проживания респондента на его удовлетворенность своим досугом. Социологическое исследование опирается на результаты массового опроса жителей Ростовской области в возрасте от 14 лет. В выборку вошло 2100 респондентов, выборка – случайная. Критерии отбора респондентов: пол, возраст, тип территории проживания (областной центр, городской округ, муниципальный район), социально-профессиональное положение, уровень материального благосостояния (самооценка респондента). Вопросы посвящены оценке субъективной удовлетворенности респондента возможностями интересно провести свободное время; выявлению того, чего не хватает для интересного времяпровождения.

Результаты и их обсуждение. Определено, что возраст, социально-профессиональное положение и уровень благосостояния оказывают непосредственное влияние на восприятие досуга. Богатые и образованные, с одной стороны, чувствительны к качеству досуга, но, с другой, чаще высказываются о нем позитивно; бедные, напротив, ощущают дефицит возможностей интересного времяпровождения, но, что примечательно, чаще других говорят, что «им ничего не надо, всего хватает». Аналогична ситуация и с пенсионерами. Эмпирически подтверждено, что малообеспеченные респонденты и пенсионеры воспринимают досуг по-другому, не имеют на него времени/возможностей и стремятся найти «оправдание» его недостатку, объяснив это тем, что «оно им и не нужно». Школьники и студенты чаще других недовольны возможностями своего досуга, особенно в муниципальных районах. Автором сформулированы три ключевых «группы риска», нуждающиеся в формах организованного досуга.

Сохранить в закладках
Управленческие практики межрегионального сотрудничества в Южном федеральном округе: проблемы и перспективы (2024)
Выпуск: № 4 (26), Том 7 (2024)
Авторы: Латушко Наталья Александровна

Введение. В статье анализируются управленческие практики межрегионального сотрудничества в регионах Южного федерального округа. Актуальность исследования вызвана необходимостью выстраивания более тесных межрегиональных связеи, основанных на сотрудничестве в пространстве макрорегиона.

Методы. Выявление управленческих практик и форм межрегионального сотрудничества осуществлялось на основе структурно-содержательного анализа нормативно-правовых документов, стратегии развития субъектов Южного федерального округа, Южного макрорегиона.

Результаты и обсуждение. На сегодняшнии момент потенциал межрегионального сотрудничества достаточно высок, но используется не в полнои мере, что характерно и для регионов Южного федерального округа. Поэтому в целях закрепления эффективных практик, способных усилить межрегиональное взаимодеи ствие, необходима выработка на федеральном уровне единои системы принципов и подходов к осуществлению межрегионального взаимодеи ствия, а также координация всех участников межрегионального взаимодеи ствия посредством создания единои структуры на уровне администрации субъекта федерации, синхронизация административно-управленческих решении между федеральным и региональным уровнями.

Сохранить в закладках